Нет фото

Тема в RSS

Участники


Регистрация:

28.01.2014

E-mail

Нет доступа

Приват

Отправить

WWW

Нет данных

ICQ

Нет данных

Профиль

Перейти

Фотоальбомы

Перейти

Рейтинг
Рейтинг: 0   Голосов: 0
Список друзей пуст

март

пн вт ср чт пт сб вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
[1] Люди, не способные л...
17 Октября 2014, 20:53
Написал: slavko-110221
[1] О хищниках среди люд...
28 Января 2014, 16:41
Написал: PetroNel'
Счетчик
Просмотры

2

Сегодня:


8398

Всего:


Хосты

2

Сегодня:


6495

Всего:


Саяногорск Инфо - downstrial.jpg,  52


Сложно найти человека, который не хотел бы быть любимым. Однако далеко не каждому удаётся сформировать отношения, в которых присутствует взаимность. Конечно, причины этого обычно слишком сильно зависят от индивидуальности партнёров, чтобы их можно было проанализировать в общем виде. Тем не менее, существуют важные частные случаи, когда неблагоприятный исход отношений можно с уверенностью предсказать, основываясь на чертах личности одного из участников. Важный вариант такой ситуации будет проанализирован в настоящей статье. Дополнительная актуальность рассматриваемого в данной работе случая связана с тем вредом, который наносят люди, о которых пойдёт речь, тем, кто имел неосторожность связать с ними свою жизнь. Ведь их отношения с партнёрами нередко развиваются по схеме хищник – жертва и носят в значительной степени паразитический характер. Ситуация может также усугубляться тем, что пострадавшие, вложив весьма ощутимые для них материальные и душевные ресурсы в совершенно бесперспективные и даже разрушительные отношения, продолжают наивно надеяться на взаимность. Однако такие ожидания совершенно беспочвенны и потому вредны, поскольку люди, о которых здесь пойдёт речь, в силу специфического устройства своей личности в принципе не способны на подлинные чувства.
Социальные хищники, обсуждаемые в настоящей работе – в первую очередь представители так называемой тёмной триады социально деструктивных аномалий личности (см. http://psychopaths.ru), а также все, кто по тем или иным причинам использует тактики из их арсенала. Положение усугубляется характерным для них сильным обаянием, под действием которого их (потенциальные) жертвы тянутся к ним, словно мотыльки на огонь.
Прежде чем перейти к объяснению того, почему эти люди не способны полноценно любить, важно определиться со смыслом самого термина. Уже древние греки осознавали важность видения множества граней этого чувства, различая такие понятия, как эрос (чувственная любовь), филия (дружба, дружелюбие) и агапэ (милосердная, преданная любовь). На рубеже новой эры Овидий писал о том, как важно правильно выбрать объект обожания. О том, какая важная и болезненная для многих тема была им затронута, вероятно, свидетельствует тот факт, что после публикации его «Науки любви» он был отправлен в ссылку большим ревнителем морали Октавианом Августом. Впрочем, о блудодеяниях дочери и внучки последнего (Юлии Старшей и Юлии Младшей, соответственно) в Риме ходили легенды, а сам он говорил: «Лучше бы я никогда не женился, или умер бы бездетным!» (Светоний, Жизнь 12 Цезарей, Божественный Август, 65). Кроме того, вскоре после «Ars amatoria» Овидий издал «Remedia amoris» («Лекарство от любви»).
В наше время развитие экспериментальных методов сделало возможным разработку опросников, имеющих достаточную валидность (т.е., попросту говоря, измеряющих то, что предназначены измерять) и надёжность (проявляющуюся в воспроизводимости результатов и повторном тестировании и т.д.). Тем самым их значение выходит за рамки развлечения для читательниц женских журналов. В качестве примеров можно привести классические шкалы романтической любви и симпатии Зика Рубина psychopaths....ickrubin.pdf , а также шкалу страстной любви, разработанную Элейн Хэтфилд и Сьюзен Шпрехер psychopaths....ssionate.pdf . Если же говорить о теоретических построениях, стоит особо отметить трёхкомпонентную теорию Роберта Стернберга (см. psychopaths....ternberg.pdf ), которая будет использована в дальнейшем изложении. В соответствии с ней, полноценная любовь представляет собой гармоничное сочетание страсти, душевной близости и обязательств перед партнёром.
Рассмотрим вкратце в этом контексте представителей тёмной триады (ПТТ) – психопатов, «нарциссов» (люди с патологическим нарциссизмом/ нарциссическим расстройством личности) и макиавеллистов.
Несомненно, психопаты могут испытывать сильную страсть. И они настроены весьма решительно добиваться желаемого, даже ценой значительных жертв. Хотя речь при этом идёт, разумеется, не об уступках, а о принесении других людей и их интересов на алтарь собственных похотей и прихотей. Причём такое поведение характерно не только для мужчин – психопатов, но и для представительниц прекрасного пола с данной аномалией личности.
В этом отношении показательна история Дайан Даунс, одной из самых колоритных фигур за всю историю американского уголовного правосудия. Среди множества мужчин, бывших в её жизни, ей особенно приглянулся сослуживец по имени Роберт Никербокер. И не беда, что у него была любимая жена. Дайан Даунс настолько прозрачно намекала на своё стремление физически устранить соперницу, что Роберт был этим сильно обеспокоен. Даже когда они оказались в разных штатах, Дайан присылала письма и звонила ему каждый день, настаивая, чтобы он оставил жену и стал жить с ней. Тогда Роберт попытался прекратить с ней контакты, мотивируя это тем, что он не хочет выступать в роли папочки для троих детей Дайан (на тот момент она уже была в разводе). Таким образом, на пути воссоединения Даунс с её любовником, как ей представлялось, стояли... её собственные дети. Что ж, она знала, как решить эту проблему. Однажды ночью в безлюдной местности, в собственном автомобиле Дайан Даунс расстреляла своих спящих детей...
Быть может, данный чудовищный поступок был следствием «временного помешательства»? Безусловно, она была импульсивна по натуре. Однако в те же минуты, чтобы разыграть, как якобы на них напал «незнакомец с взъерошенными волосами», она ранила себя из того же оружия. Проявив при этом достаточно самоконтроля, чтобы выстрелить себе в руку, а не в голову, скажем.
Но самым впечатляющим в этой истории, пожалуй, было следующее. По свидетельствам очевидцев, раненая Даунс на машине с расстрелянными детьми подъезжала к больнице со скоростью примерно 5-7 миль (около 10 километров) в час. Несомненно, это делалось специально, для того, чтобы дети, если они были ещё живы, успели истечь кровью и умереть, не получив своевременную квалифицированную медицинскую помощь (в итоге одна девочка умерла, а двое других детей остались инвалидами на всю жизнь).
Многие были шокированы тем, несколько сильной должна была быть у Дайан Даунс страсть к мужчине, чтобы совершить такое. Ведь даже если её собственные дети не представляли для неё практически никакой ценности, она могла бы подумать о возможной уголовной ответственности! Кроме того, Дайан удавалось быть убедительной в демонстрации своих чувств. Это показывает, например, следующий диалог, имевший место на заседании суда (цитаты, относящиеся к делу Д. Даунс, приводятся согласно книге Энн Рул «Малые жертвы»):
- Вы воспринимаете это так, что она была безумно в Вас влюблена?
- Да, сэр.
- И она признавалась Вам в любви по двадцать раз на дню?
- Да, сэр.
Но тогда стоит задаться вопросом: а в состоянии ли вообще любить в высоком человеческом смысле женщина, у которой не дрогнула рука расстрелять собственных детей? Кстати, после этой ужасающей расправы, уже находясь под следствием, она специально снова забеременела, очевидно, надеясь таким образом разжалобить суд присяжных!
Конечно, в качестве комментария к приведённому здесь примеру кто-то может сказать, что Дайан Даунс была из ряда вон выходящим случаем, особо безжалостным монстром. Тем более, психиатры диагностировали у неё антисоциальное, нарциссическое и истероидное расстройства личности. В действительности же, хотя чудовищные поступки типа совершённого Дайан Даунс представляют собой единичные случаи, аномалии личности, делающие возможными их совершение, встречаются нередко даже среди женщин. Примеры подобных персонажей мы можем встретить в произведениях известных писателей. Такова была, скажем, Кэти Эймс, героиня романа Стейнбека (см. статью «Адская женщина к востоку от рая» psychopaths....adskaya.html ). Уходя от мужа (который, как выясняется в романе, даже не был биологическим отцом её детей), в ответ на его вопрос: «А как же дети?» она предлагает ему бросить их в колодец.
Поэтому, чтобы хотя бы частично развеять стереотипы о психопатах и прочих деструктивных личностях как «мужиках с топорами», автор выбрал главной героиней своей серии «Красавица Леночка», рассказывающей о том, каковы они в жизни, очаровательную девушку. Хотя сама «Леночка» является фиктивным персонажем, её история написана на основе фактического материала, полученного в результате изучения реальных субъектов, а потому достоверно передаёт черты личности, манеры поведения и т.д. подобных типов. Тем, кто не знаком с её внутренним миром, она представляется очень приятной в общении, подобно тому, как в своё время умел расположить к себе «обычный американский парень» Тед Банди.
Таким образом, в то время как люди, подобные Т. Банди или Д. Даунс, совершают свои единичные ужасающие преступления и садятся в тюрьму, многие тысячи «леночек», формально не совершая уголовно наказуемых деяний, остаются на свободе, постепенно калеча жизни тех, кому «повезло» из встретить. Кроме того, несмотря на многочисленность людей такого плана в целом, каждого (или каждую) из них можно в известном смысле назвать яркой личностью: избегая рутины, которой во многом заполнена жизнь «нормального», среднестатистического человека, они менее предсказуемы и более изобретательны в решении своих эгоцентрических задач за счёт других.
Помимо индивидуальных вариаций, наблюдаются также различия между типами, составляющими тёмную триаду. Например, нарциссы обычно не столь бессердечны, как психопаты. Однако стоит им «положить глаз» на кого-то, как у них запускается характерный для динамики этой аномалии личности механизм обесценивания. Нарцисс принимается искать в партнёре всяческие недостатки, а, как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт. Для более же расчётливого макиавеллиста любое сильное влечение представляет собой неадаптивное поведение, т.к. оно делает человека уязвимым.
Кроме того, имеют место важные половые различия. Если для мужчин – представителей тёмной триады на первый план по большей части выступает сексуальная «охота», то для женщин – паразитический образ жизни.
В то время как представители различных подтипов тёмной триады могут существенно разниться в склонности к проявлениям страсти, у них у всех сложно с обязательствами. Психопаты слишком импульсивны для того, чтобы строить реальные долгосрочные планы. Нарциссы, изрядно обесценив партнёра, не видят основания отказывать себе любимым в том, чтобы «замутить» с кем-то ещё. Для макиавеллиста же основным критерием сохранения союза является уровень сравнения альтернатив, а потому они постоянно готовы переметнуться к более перспективному варианту. Их всех объединяет отсутствие верности как морального императива, направляющего поведение.
Важным негативным фактором в отношениях с представителями тёмной триады является также характерный для них дефицит эмпатии. В ситуации, где другой человек воздержится от совершения поступка (такого, как измена), который нанесёт вред близкому человеку, эти не остановятся и будут делать так, как им удобно, чтобы получить максимум для себя.
Людей обычно шокирует то, с какой лёгкостью ПТТ могут клясться в любви к одному человеку и в то же время вступать в половую связь с другим. Например, мужчина – представитель тёмной триады может так поступить, стоит партнёру отлучиться на несколько дней, а женщина – если увидит в этом для себя достаточную экономическую и социальную выгоду.
Быть может, они не понимают, как таким образом могут сделать больно своему партнёру? Но нет, они прекрасно это осознают, чтобы тщательно скрывать. И «любимые» нередко даже ни о чём таком не догадываются, по крайней мере, до поры до времени, как показывает следующий пример, связанный с Дайан Даунс:
- Были ли Вы в курсе каких-либо других интимных отношений, которые были у Дайан Даунс в тот период, когда она с Вами встречалась?
- Нет, сэр.
Конечно же, Роберт был не в курсе её последующих связей. Он не знал, как быстро Дайан легла в постель с Кордом Самуэльсоном.
И вообще, если говорить в целом о поведении психопата в отношениях, обращает на себя внимание «его абсолютное безразличие к финансовым, социальным, эмоциональным, физическим и иным трудностям, которые он приносит в жизнь людей, о любви к которым он разглагольствует» (цит. по 5-му изд. (1986) книги Х. Клекли «Маска вменяемости»).
Другой важной чертой ПТТ, крайне негативно отражающейся на перспективах построения с ними долгосрочного союза, является их стремление доминировать, или, по меньшей мере, диктовать свои условия. Отношения для них представляют собой поединок, основной смысл которого – получать как можно больше, отдавая как можно меньше. Сами они, впрочем, обычно никоим образом не разделяют такое видение ситуации. Напротив, гротескно деформированное чувство собственной значимости (в первую очередь это касается нарциссических типов и психопатов) и соответственно важности того, что они «отдают», нередко ведёт их к заявлениям, шокирующим других людей своей бесстыдной наглостью. Когда, как говорят в народе, они ведут себя так, «словно им все должны». Например, один мужчина был недоволен, когда женщина осмелилась просить (не требовать, а именно скорее униженно просить!) у него деньги на ребёнка. Он был возмущён неблагодарностью той, которую он удостоил чести родить ребёнка от такого элитного самца, каковым себя считал. Естественно, при этом данный «племенной производитель» со стороны воспринимается как не более чем наглая сволочь (не в смысле свой любимый очень человек!). А одна девица выражала «фи» своему «другу» (который, как нет необходимости указывать, вообще-то не приходился ей ни мужем, ни даже любовником), утомлённому её финансовым и прочим паразитизмом. Мол, этот «неудачник» должен быть польщён тем, что она снизошла до того, чтобы обратиться к нему за помощью. При этом, с точки зрения стороннего наблюдателя, единственная её «заслуга» состоит в том, что у неё в теле на одну дырку (те, кого коробит от использования подобного термина, могут мысленно подставлять вместо него словосочетание «технологическое отверстие») больше, чем у мужчин, и она ловко использует это обстоятельство для разжигания в людях низменных страстей!
Но сложнее всего у ПТТ дела обстоят с формированием подлинной душевной близости. Ведь для её зарождения людям необходимо хорошо узнать друг друга. А психопаты для этого слишком много, просто патологически лгут. Но ещё важнее – если бы они с самого начала реалистично раскрыли перед партнёром свой истинный облик, сняли маску, кто захотел бы тогда остаться с ними?
Нарциссы, пусть и фильтруя информацию, охотнее говорят о себе – ведь они же рассматривают собственную персону как центр не только собственного мира, но и чуть ли не Вселенной в целом! Однако они не проявляют особого интереса к узнаванию партнёра. И вправду, зачем гламурной кошке интересоваться, что на уме у серых мышек?!
Для макиавеллистов же информация о собственной персоне представляет важный стратегический ресурс, которым они распоряжаются очень осмотрительно, словно руководствуясь при этом, например, формулировкой из классического теста на макиавеллизм psychopaths....iavelli.html : «не сообщай подлинную причину своих поступков, если в этом для тебя нет выгоды».
Впрочем, здесь важно отметить очень важный момент. Неспособность ПТТ к душевной близости никоим образом не подразумевает, что жертвы этих людей могут обнаружить данный дефект практически сразу. Более того, социальные хищники обычно осознанно препятствуют такому выявлению. Так, на начальном этапе манипулятор может целенаправленно создавать у своей жертвы иллюзию общности интересов, как бы сигнализируя: смотри, я твоя родственная душа! Такое впечатление поселяется в сознании жертвы посредством хитрой «подстройки» под её взгляды, чаяния, увлечения. Однако в действительности представляет собой, естественно, не более чем обман чувств.
Мы видим, таким образом, что ПТТ могут максимум испытывать влюблённость, но не любить по-настоящему. Этот вывод важно иметь в виду тем, кто рассматривает для себя возможность отношений с таким человеком, чтобы формировать реальные ожидания относительно дальнейших перспектив.
А перед таким вопросом могут оказаться многие. Не будучи способны любить сами, представители тёмной триады обладают изумительной способностью вызывать сильные чувства у других. Подробности конкретных психологических механизмов, благодаря которым это достигается, детально рассматриваются в других статьях, которые можно найти на http://psychopaths.ru («Романтические хищники: искусство обольщения», «Как эмоциональные роботы манипулируют чувствами людей», «Манипулятор как собеседник», «Жертвы сказочников», «Утопленная жизнь» и другие). Здесь же уместно сформулировать общий подход.
Одна из важнейших задач человека как социального существа (и, как бы цинично это ни звучало, биологического вида с половым размножением) заключается в том, чтобы найти себе пару и сформировать отношения. С этой целью человек постоянно оценивает потенциальных партнёров. Однако на это у него имеется, естественно, весьма ограниченное время. Сейчас, в нашу мобильную эпоху, мы встречаем на жизненном пути всё больше людей, соответственно у нас меньше времени на то, чтобы каждого из них оценить. Ситуация дополнительно осложняется такими способами установления контакта, как знакомства в клубах, в интернете и т.д.
И здесь у представителей тёмной триады большие преимущества. Они как никто другой обладают талантами и мастерством самопрезентации. В частности, они тщательно следят за собой. Поскольку, сколько бы ни говорили о том, что внешние моменты не главное в человеке, систематические наблюдения показывают, что именно они в первую очередь определяют, возникнет у потенциального партнёра желание встретиться снова, или нет. Казалось бы, этот эффект должен нивелироваться потом, когда появится возможность смотреть глубже обёртки. Однако в действительности всё оказывается не так просто. Ведь люди склонны недооценивать эффект ореола, когда привлекательный человек необоснованно представляется хорошим с моральной точки зрения. А далее разыгрывается самоисполняющееся пророчество, когда с симпатичными людьми противоположного пола (а, опять-таки, как бы цинично это ни звучало, именно они неосознанно представляются потенциальными половыми партнёрами с более «качественными» генами) невольно общаются значительно более дружелюбно, нежели с «крокодилами». Благоприятное влияние привлекательной внешности усиливается складной речью и уверенностью в себе и т.д.
Для представителей тёмной триады брачный рынок также является тем полем, на котором они собирают щедрый урожай социального вампиризма. Это может делаться с помощью приёма, который уже был кратко описан в статье «Альфа-самцы» psychopaths....hamales.html в случае женщины – паразита (хотя подобным образом могут прекрасно промышлять и хищники-мужчины). Для этой цели используются те, кто в силу статусных и иных соображений даже не рассматриваются на роль партнёра не то что долгосрочных, но вообще каких-бы то ни было полноценных отношений мужчины и женщины. Порядочные люди, наделённые тем, что в обиходной речи принято называть совестью, в такой ситуации деликатно дают понять несостоявшемуся претенденту: мол, ты хороший человек, но у нас, скорее всего, ничего не выйдет. Те же, о ком идёт речь, не дают определённого ответа, в то же время как бы хитро намекая: мол, ничего не стоит исключать, если ты сумеешь меня завоевать... Ну, а тут уж как постараешься... И бедная наивная жертва лезет из кожи вон, до поры до времени не понимая, что её попросту используют, и других вариантов просто не было предусмотрено изначально.
Такое взаимодействие, а соответственно и нанесённый им вред, усугубляется эффектом «утопленных затрат», в котором людям порой сложно признаться даже самим себе, но который, тем не менее, действует с суровой неотвратимостью. Он заключается в том, что человеку очень сложно «отпустить» то, во что было вложено много сил и средств. Принять, что единственный реальный результат, к которому свелось взаимодействие, заключается в том, что человек тобой пользовался, просто невыносимо.
А манипулятор потом, естественно, скажет, если что: «А я ведь тебе ничего не обещал(а)! Это ты сам(а) себе всё придумал(а)! И тебя никто не заставлял! Ты всё делал(а) исключительно по собственной инициативе!» Таким образом, бесстыдная эксплуатация другого человека оказывается оправданной.
Стоит ли так акцентировать внимание на поведении в отношениях людей с патологией личности? С одной стороны, конечно, их численность составляет всего несколько процентов населения. Но с другой, не следует сбрасывать со счетов следующие важные моменты:
Во-первых, с такими типами придётся столкнуться значительно большей доле населения. Это обусловлено тем, что они ведут «очень активную» личную жизнь, меняя партнёров и продолжая высматривать себе лучшую партию даже тогда, когда состоят в благополучных, казалось бы, отношениях. Таким образом, в то время как «нормальные», порядочные люди, найдя себе пару, исчезают надолго, если не навсегда, с брачного рынка, эти фактически всегда присутствуют на поле игры.
Во-вторых, вред, как материальный, так и душевный, который они могут нанести людям, пустившим их в свою жизнь в роли близкого человека, слишком велик, чтобы обойти эту тему вниманием.
Помимо названных, однако, есть и ещё одна серьёзная причина. Учитывая, какую важную роль в жизни человека как социального существа играют взаимоотношения, не приходится удивляться повсеместному засилью рекламы тренингов, изданий и т.д., сулящих научить человека строить свои взаимоотношения с другими так, чтобы получать удовлетворение. Однако наставники нередко учат достигать этого не за счёт достижения взаимопонимания и гармонии с другим человеком, а фактически за счёт самого этого другого человека! Методы, которые при этом предлагается использовать, до боли напоминают содержимое арсенала типичных представителей тёмной триады. В качестве теоретической основы выбирают НЛП и тому подобные модные, но в остальном сомнительные учения. При таком раскладе уже не приходится удивляться, когда настоящие психопаты читают пособия этого направления типа «Искусственное формирование любовной зависимости», и находят их весьма полезными для себя. Конечно, с одной стороны, формально такие, с позволения сказать, «образовательные» услуги не запретишь. И если даже верховная власть в государстве может то и дело безнаказанно дурить народ, что удивительного в том, если кто-то учит других обманывать людей, доверяющих им и считающих их близкими? Но дело даже не в том, что излагаемые в таких пособиях методики имеют в лучшем случае лишь маргинальную эффективность. Хуже всего то, что в сознание людей, особенно молодых, внедряется взгляд на чувства другого человека как на потенциальную уязвимость психики, которая может быть использована с тем, чтобы эксплуатировать его в своих эгоистических целях.
А в итоге всё чаще приходится встречать людей, которые стали жертвами таких игр. Ощущая себя преданными в своих самых лучших чувствах (которые, как выясняется, оказались не более чем результатом чьей-то жестокой игры), они нередко впадают в серьёзную депрессию и теряют интерес к жизни. А потом ещё долго не могут прийти в себя, и им сложно снова научиться доверять людям и видеть в них доброе начало.
Горькая ирония ситуации заключается ещё и в том, что, как правило, в рассматриваемых жестоких играх нет победителей. Несомненно, кому-то удаётся при этом получать сиюминутные удовольствия, или на какое-то время сделать свою жизнь более комфортной, злоупотребляя приобретённым посредством обмана расположением добрых и доверчивых людей. Однако потом побочные эффекты деструктивных межличностных тактик всё больше вылезают на поверхность.
Так, словно проецируя свой подход на других людей, обманщики и манипуляторы не могут доверять людям. Впрочем, справедливости ради, у них действительно, чем дальше, тем больше для этого становится оснований. Ведь любые сведения, которые они сообщат о себе своим жертвам, могут быть использованы (и, вероятно, будут в порядке воздаяния) использованы против них. Таким образом, они не могут себе позволить открыться в значительной мере. Это обстоятельство препятствует формированию подлинной близости с другими. В результате, в отсутствие душевной теплоты люди чувствуют одиночество и отчуждение.
Инструкторы многочисленных курсов соблазнения/обольщения, не стесняясь в средствах, обещают адептам: вы привяжете другого человека к себе так сильно, что он просто не сможет вас забыть – у него всегда будут к вам сильные чувства. И чувства действительно не угасают, могут даже усиливаться со временем, но... меняют валентность. Читателю наверняка доводилось встречать тех, кто говорит о другом человеке: я одновременно люблю и ненавижу его! И чем больше зла «соблазнитель» приносит в жизнь тех, кто очарован им, тем быстрее и полнее первоначальная влюблённость перерастает в ненависть и жажду мести. У некоторых возникающий в результате гнев оказывается столь велик, что они до последнего вздоха своей жизни не оставляют не только мысли, но и конкретные проекты, ставящие своей задачей максимально нагадить обидчику. Естественно, в такой ситуации совокупный выигрыш от когда-то принятого решения использовать такого человека уже оказывается сомнителен.
Автор прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что при всей обоснованности приведённых выше аргументов, они способны тронуть далеко не всех. Представители тёмной триады по-прежнему будут приносить вред людям, даже самым близким. Как и всегда найдутся те, кто будет ради собственной выгоды обучать людей безжалостно использовать других – в первую очередь особенно уязвимых – в своих корыстных интересах. Увы, некоторых бессмысленно призывать посмотреть на мир глазами человека, которому постоянно делают больно, и проявить человеческое отношение,- они попросту не понимают по-хорошему, будучи способными внимать лишь языку грубой силы.
В такой ситуации остаётся лишь учить (потенциальных) жертв защищаться, отстаивать свои интересы, давать отпор и сурово наказывать обидчиков (последнее очень важно, т.к. отсутствие воздаяния фактически поощряет вредоносное поведение). В этом заключается основная задача нового проекта автора – «Анатомия Зла» http://psychopaths.ru, пришедшего на смену предыдущему ресурсу «Хищники и жертвы среди нас». Сайт рассказывает читателю об очень обаятельных и приятных с виду людях, контакты с которыми таят в себе наибольшую опасность, и детально описывает устройство их внутреннего мира. Подробно излагаются методы распознавания особо токсичных личностей, а также прочих, кто использует деструктивные приёмы в общении. Теоретический материал (изложение основных концепций, тесты, статьи) органически дополняют истории из упомянутой выше серии «Красавица Леночка», повествующие о жизни социальных хищников. Таким образом, образно выражаясь, у читателя есть возможность посетить не только «урок зоологии», но и виртуальный «зоопарк».
Тем не менее, автору хотелось бы надеяться, что даже в нынешний «век нарциссизма» многие найдут в своём сердце место настоящему чувству, вместо азартных игр на эмоциях других.
Саяногорск Инфо - downstrial.jpg,  52
К сожалению, в наше время деструктивное поведение всё больше входит в моду. Люди целенаправленно учатся обманывать и использовать друг друга, что в итоге весьма негативно сказывается на их взаимоотношениях. Однако наибольшего расцвета вредоносный контроль над чужим сознанием традиционно достигался в сектах. Давно уже замечено, что наибольшей опасности при этом подвергаются самые уязвимые, люди с теми или иными душевными проблемами, например, перенесшие психическую травму. Так, некоторые люди, внезапно потерявшие близких и любимых, самых дорогих сердцу людей, полностью посвящают себя служению как Свидетели Иеговы. Они смиренно переходят со своими журнальчиками от двери к двери, то и дело посылаемые многоэтажным матом, и пытаются рассказать гневно настроенным людям «о том, что будет дальше» и предложить им изучение Библии как путь к спасению. Они также покорно кладут последнюю копеечку в ящик для сбора пожертвований, неназойливо присутствующий на каждом собрании конгрегации (а как же без него?!). И всё в иллюзорной надежде не только самим попасть в заветные сто сорок четыре тысячи праведников, которые, согласно учению секты, обретут рай на Новой Земле, но и снова, теперь уже навсегда, соединиться со своими безвременно ушедшими близкими, которые тоже каким-то чудесным образом должны вписаться в это количество. А тем временем их «старшие духовные братья» с удовлетворением наблюдают, как тоненькие денежные ручейки из карманов страдальцев объединяются, стекаясь полноводной рекой на банковские счета корпорации Сторожевая Башня. На эти средства можно попробовать организовать себе – единственно возможный в объективной реальности – рай на грешной земле.
Однако через полтора столетия после работ Дарвина, среди разговоров про Долли и стволовые клетки, пастыри эпохи постмодернизма вынуждены изобретать новые методы стрижки своих овечек на бабло. И кукловодам театров живых марионеток приходится менять декорации. Теперь они предлагают своей пастве познать себя, обрести счастье, встретить, наконец, того самого, особенного и т.д. Работает это в большинстве случаев по сходной общей схеме: сначала необходимо посетить «очень важный и очень нужный тренинг, который непременно тебе поможет, просто преобразит твою жизнь». Потом, однако, когда человек чувствует, что всё равно чего-то не хватает, выясняется, что непременно нужно посетить более продвинутый семинар, а потом ещё и ещё, а также приводить своих друзей и т.д. и т.п.
И было бы не совсем верно говорить: «на такое ведутся только ущербные люди». Яркий пример тому – тренинги эст (по прихоти основателя принято писать именно так, строчными буквами; est = Erhard Seminars Training). Они были основаны в 1971 году в США Вернером Эрхардом, бывшим торговцем автомобилями с пробегом, бросившим свою семью с детьми (справедливости ради, впоследствии, уже став знаменитым, он о прежней семье вспомнил, чтобы... растлить своих дочерей). В общей сложности за всё время существования легендарного тренинга его посетили более семисот тысяч человек. Кто-то скажет: на такие мероприятия придут только тёмные, необразованные люди. Но фактически, среди тех, кто драил туалеты в тренинговых центрах Вернера Эрхарда, лишь бы иметь возможность находиться поближе к действу, были даже дипломированные клинические психологи.
Казалось бы, что здесь такого, если люди ищут себя и кто-то им в этом помогает, пусть и не безвозмездно? Да ничего особенного, в принципе. Смотря, правда, какие результаты это приносит в итоге. Здесь важно понимать коренные отличия тренинговых психокультов от серьёзной групповой психотерапии. Последняя скорее будет проводиться человеком, хорошо знакомым с «матчастью», согласно эмпирически обоснованному протоколу. Безусловно, и при таком подходе возможны злоупотребления. Однако когда мы имеем дело с психокультом, сама по себе практика тренингов может быть во многом основана на злоупотреблениях. Например, в «Центре чувственной терапии», осуществлявшем свою деятельность в США на протяжении примерно десяти лет и пользовавшемся заметной популярностью, применялись следующие пикантные методы «исцеления»:
- Пациентов заставляли стоять обнажёнными перед группами; им велели осматривать гениталии других пациентов в присутствии групп;
- Молодого человека, который хотел вернуться в колледж учиться музыке вместо того, чтобы работать механиком в бизнесе культа, заставили носить подгузники, спать в детской кроватке и есть детское питание, т.к. его психотерапевт сказал, что он хотел жить «как младенец».
(Цит. по статье Маргарет Сингер, Мориса Темерлина и Майкла Лангони «Психотерапевтические культы»).
Быть может, такое возможно только в США и прочих державах «гнилого Запада»? Но нет, оказывается, разве могут предприимчивые люди оставить без внимания наше население с его неуёмной тягой к самопознанию? Народившиеся у нас словно грибы после дождя психокульты теперь столь многочисленны, что одно их перечисление даже с самым кратким описанием специфики деятельности оказалось бы неоправданно длинным в статье, адресованной широкому кругу читателей. Поэтому более уместным представляется подробней остановиться на самой популярной и многочисленной в наших краях психосекте, основанной на тренингах по «системно-векторной психологии». Надо полагать, эта организация не нуждается в представлении, т.к. всё труднее найти пользователя рунета, интересующегося вопросами психологии, не сталкивавшегося с её агрессивной рекламой.
Естественно, у неподготовленного читателя может возникнуть вопрос, насколько обоснованно называть такую организацию «сектой» или «культом». Не является ли использование этих терминов в данном случае не более чем негативным оценочным суждением? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим, как проявляются в деятельности рассматриваемой организации некоторые показательные черты таких деструктивных структур.
Исследователи сект отмечают, например, такой феномен как новояз. Он означает выраженную тенденцию идеологов культа к генерации неологизмов, а также использованию общеизвестных слов и выражений в смыслах, точное значение которых понятно только посвящённым. Это способствует коммуникативному обособлению сектантов, отделению их от внешнего мира. В рассматриваемом случае это проявляется следующим образом. Люди, имевшие возможность наблюдать рьяных адептов системно-векторной психологии могли заметить, как те компульсивно пытаются типизировать всё, что движется. Помимо негативных последствий неспособности и/или нежелания разглядеть за тем или иным «вектором» реального живого человека, такой подход может вести к непониманию с окружающими. Собеседник культиста знает, что его кем-то посчитали, но теряется в догадках, что бы сие значило. А на просьбы объяснить подробно (это если кому ещё не лень интересоваться, а не послать попросту сразу «психолуха» куда подальше) реакция сектанта в итоге сводится к «доброжелательному» совету принять участие в тренинге.
Таким образом в некоторой степени реализуется то, что в традиционных религиозных культах осуществляется посредством запретов. Например, Свидетелю Иеговы разрешается знакомиться с новыми людьми только в том случае, если он им проповедует. При этом предполагается, что за Свидетелем следит, собственно, сам Иегова. От которого, естественно, ничего не утаишь, даже помыслы. В случае же светских психотренинговых культов аналогичную задачу выполняет новояз, создающий коммуникативный барьер, эффективно разделяющий для сектантов мир на «мы» и «они».
Более того, всё не ограничивается лишь отдельными словами. Воздвигаются целые специфические понятийные системы, концепции. Например, поскольку для системно-векторной психологии обычно мишенями проповедей являются люди с психологическими проблемами, у секты разработана своя, особая версия психопатологии. Хотя сами системно-векторные психологи провозглашают её восходящей своими корнями к Фрейду, в действительности у них даже основополагающие слова имеют особый смысл, и в результате получается как бы вообще параллельная вселенная. Предлагаются специфические для учения культа механизмы объяснения психопатологии. Например, клиническая депрессия и суицидальная идеация, по их версии, являются следствием нереализованного звукового вектора, а страх – проявлением неразвитого зрительного. При этом приводимые объяснения проблематично привести в соответствие с современными представлениями, согласно которым в основе психопатологии лежит сочетание следующих факторов:
неврологических (патология ЦНС, дисбаланс нейромедиаторов и т.д.);
собственно психологических (таких, как объяснительный стиль, локус контроля и т.д.)
социально – экономических (статус, трудоустройство, изоляция и т.д.).
Кроме того, важную роль в теоретических построениях системно-векторной психологии играет специфический миф о «первобытной стае», не знакомый людям за пределами организации.
Как же люди оказываются втянутыми в такой культ? С одной стороны, многие ощущают потребность разобраться в себе, своих эмоциональных проблемах, трудностях во взаимоотношениях. С другой, в качестве одной из центральных причин следует назвать также недостаточно развитые навыки критического мышления у будущих адептов. Это может быть связано с заметным снижением в последние годы реального уровня базового, фундаментального образования. Как следствие, молодые люди не располагают ни необходимым запасом фактических сведений, ни достаточным культурой мышления, чтобы реалистично оценить качество предлагаемых услуг. В результате, им приходится полагаться на отзывы других, тех, кто уже испробовал это на себе. И, естественно, они видят практически исключительно положительные и даже восторженные отклики якобы прослушавших тренинг.
В действительности же статьи и значительная часть хвалебных впечатлений о тренингах написаны продажными блоггерами, которым, как говорится, деньги не пахнут, тем более, когда суммы приличные. Однако это лишь часть истории. Часть положительных отзывов, и притом именно они распознаются как выглядящие наиболее реалистичными, на самом деле оставлена людьми, которые честно приняли участие в тренинге, причём на свои кровные средства. Получается, тренинг действительно принёс им пользу? Нет, вовсе не обязательно! Чтобы понять, как такое может случиться, вспомним героев книги Леона Фестингера, Генри Рикена и Стэнли Шехтера «Когда пророчество не сбывается». (На русском языке изложение этой истории можно прочитать в достаточно популярно написанной «Психологии влияния» Р. Чалдини). Когда за ними так и не прилетела летающая тарелка, стали ли они рвать на себе волосы оттого, что поверили (вероятно, душевнобольной) Дороти Мартин/Мариан Кич, бросили работу и раздали своё имущество?! Ничего подобного! Напротив, они почувствовали себя спасителями человечества и принялись активно проповедовать учение культа.
Таким образом, в подобных случаях мы сталкиваемся с действием фундаментального механизма человеческой психики, заключающегося в невыносимости для нас осознания ничем не компенсированных потерь в прошлом. Будучи не в состоянии вернуться назад во времени и изменить уже случившееся, мы можем пытаться по-другому интерпретировать свои тогдашние поступки или стараться сделать их более осмысленными своими дальнейшими действиями. С этим, в частности, связаны такие важные феномены, как когнитивный диссонанс и психология утопленных затрат (о ней и об использовании её как инструмента психологических манипуляций см. статью автора «Утопленная жизнь» freak.sytes....l_zhizn.html).
И в этом смысле психосектоводы знают, о чём они говорят, когда призывают: «Как ты можешь судить о тренинге, если не принимал в нём участия? Прослушай и реши для себя, так ли уж он плох». И добавляя при этом: «Ты не пожалеешь, вот увидишь», они не обязательно лгут. Чтобы лучше понять, почему так происходит, попробуйте представить, как человек мысленно говорит себе: «Я<, умный человек (ну а кто же себя дураком-то считает?!),> заплатил сначала семнадцать тысяч рублей за первый этап, а потом ещё тридцать тысяч за второй этап этого отстойного тренинга!» Не очень логично, верно? Значит, для устранения диссонанса нужно изменить здесь либо «умный», либо «отстойный». Но отстойный убрать проще и приятней, согласитесь?
Ситуацию усугубляет национальный колорит, проявляющийся, по меньшей мере, в двух важных аспектах:
1. У нас последнее время значительно позорнее быть обманутым, нежели обманывать самому. А тут ещё психолухи, да инструктора всяческих тренингов любят вещать про персональную ответственность, смещая тем самым акцент вины с «обманули, гады, сволочи!» на «я тот лох, который поверил».
2. Гарольд Стивенсон и Джеймс Стиглер попытались выяснить, почему японские пятиклассники учатся лучше американских и вообще выглядят более умненькими. Говоря неформальным языком, один из основных выводов исследователей можно сформулировать так: американец, совершая ошибку, узнаёт, какой он недоумок; японец – просто как не надо делать. Вообще, на Востоке такой взгляд на вещи представляет собой древнюю традицию. Ещё, кажется, Лао Цзы в своё время писал: «Великий человек, совершив ошибку, осознаёт её; осознав её, признаёт; признав её, исправляет. Он считает тех, кто указывает ему на его ошибки, своими самыми благожелательными учителями». У нас же в этом плане равняются не на Восток, а на Запад.
Есть и ещё один важный момент. Оглядываясь назад, на свой печальный опыт, жертвы деструктивных организаций нередко говорят что-нибудь вроде: «А с виду, мне казалось, такие приятные, милые, интеллигентные люди...»
Автору этих строк хорошо известна подобная ситуация в несколько ином контексте, в связи с его интересом к психопатам и другим представителям т.н. тёмной триады социально деструктивных аномалий личности. Нет, психопаты в своём подавляющем большинстве – это отнюдь не маньяки с топорами, а всего лишь люди (примерно 1% населения), в качестве основных черт личности сочетающие импульсивность со специфическим эмоциональным дефектом, делающим их безразличными к чужим страданиям (подробнее о психологии тёмной триады и психопатов в частности см. http://freak.sytes.net).
Несмотря на свои отвратительные личностные черты, психопаты (а также другие представители тёмной триады), практически всегда носящие маску вменяемости,- очень обаятельные люди, которые могут представляться собеседнику весьма милыми и приятными, когда это отвечает их эгоистическим, корыстным интересам. С предметом настоящей статьи их связывают, как минимум, два важных момента:
1. Многие лидеры сект были психопатами, или, во всяком случае, демонстрировали черты характерные для тёмной триады. Сюда можно отнести Рона Хаббарда (основатель сайентологии), Дэйвида Берга, Дэйвида Кореша и Джима Джонса. Да и если говорить именно о психокультах, судя по его поведению, Вернер Эрхард также был «хорош» в этом плане.
2. Многие лидеры культов, включая психокульты, использовали в своём безудержном стремлении к власти над своими последователями методы, обычно характерные для представителей тёмной триады.
Соответственно, как в случае с психопатами и прочими токсичными личностями, имея дело с проповедями харизматических лидеров психосект, важно уметь видеть реальное содержание их учений под привлекательной обёрткой.
Попытка такого систематического анализа, озаглавленная «Психосекты. Ловцы раненых душ» freak.sytes....psycults.pdf была выполнена автором этих строк в приложении (как это ни покажется кому-то странным) к серии историй о бессердечном психопатическом монстре в образе очаровательной девушки, озаглавленной «Красавица Леночка». На основе общедоступных материалов были проанализированы два наиболее популярных психокульта, «импортный» эст и «отечественный» - системно-векторной психологии.
По правде сказать, перед написанием упомянутых материалов у автора были серьёзные сомнения. Всё-таки, как-никак, это личное дело каждого, вступать ли ему в секту, и если да, то в какую. И тогда чего ради, спрашивается, дразнить гусей? Часа весов решительно склонилась, однако, когда вторая из названных выше сект принялась в своих рекламных статейках патологизировать ни в чём не повинных людей. Сначала накропали сразу несколько заметок о социально изолированных людях, которых у нас на японский манер называют «хикикомори», которые якобы представляют опасность для окружающих. Да человек, может, годами из квартиры не выходит! У него что, кнопка где-то там ядрёная запрятана, чтобы хоть как-то кому-то угрожать?!
Но досталось не только хикки. Оказывается, например... «вегетарианцы, попросту говоря, наносят вред своему организму, откровенно издеваясь над собой. Более того, часто они вредят не только себе, но и окружающим»... «Вегетарианство <у человека>... определенно говорит о некоторых проблемах и травмочках, которые в меньшей или большей степени отравляют ему жизнь». И причиной тому, оказывается, бессознательный (sic!) страх быть съеденным!
Quousque tandem? Как долго ещё базирующаяся в Пиндостане обнаглевшая секта, разбогатевшая на наивности и необразованности россиян, на основании фантазий своего главаря будет отравлять сознание нашим людям, в первую очередь молодёжи, и указывать, как им строить социальную жизнь и чем питаться?! Может, пришла пора положить этому предел?
Многие шарахаются от неадекватных людей, тех, чьё поведение кажется странным. Тем не менее, известно, что представители категории людей, представляющей наибольшую опасность для окружающих, на первый взгляд кажутся не только совершенно нормальными, но даже очень обаятельными и привлекательными. Что же это за люди? Что нам известно о них?
Увидев собаку, кошка шипит и выгибает спину. Так выглядит популярный образ реактивной агрессии. Разумеется, она встречается отнюдь не только в мире животных. Многим жителям мегаполиса знакомо выражение лица человека, чьи стиснутые зубы и суровый взгляд словно говорят окружающим: «А ну-ка наступите мне на ногу или толкните меня локтем! И тогда я взорвусь, словно паровой котёл, у меня сорвёт крышку самоконтроля, и я ошпарю вас всем тем, что у меня на душе накипело!»
Обсудив детективные сериалы и криминальные хроники из реальной жизни с соседками, а также достигнув в этом вопросе консенсуса относительного того, что мир полон зла, заботливые мамы наставляют своих дочек избегать контакта с неадекватными личностями. Однако действительно ли нужно в первую очередь бояться тех, кем больше всего пугают? Если мы рассмотрим крайние, «клинические» случаи, то оказывается что даже психотик, демонстрирующий вопиющую неадекватность своей речью, воспринимающейся как «салат» из слов, едва ли представляет большую угрозу, нежели среднестатистический прохожий. За исключением разве что если он услышит голос, который скажет ему, что ты враг и тебя надо устранить. И уж тем более постоянно встревоженный и испуганный невротик доставляет больше неприятностей самому себе, нежели окружающим. Конечно же, как психотик, так и невротик, мягко говоря, не очень удачные потенциальные партнёры для брака или длительных отношений. Тем не менее, мы видим, что, как правило, в остальном они не представляют особой угрозы нашему здоровью и благополучию.
Чтобы понять, кого же реально следует опасаться, вернёмся к кошке, которая пережила встречу с собакой, и теперь охотится в огороде на раненную птицу. При этом кошка не показывает зубы и когти, не выгибает спину и не шипит, а тихо и сосредоточенно крадётся, с тем, чтобы в тот момент, когда несчастная птица её заметит, спасаться было уже поздно. Это называется инструментальной агрессией. Люди также могут демонстрировать подобное хищное поведение. От реактивной, или, как её ещё называют, аффективной агрессии, она отличается, в частности, тем что:
- совершается хладнокровно, т.е. без трепета и без особых эмоций;
- выполняется спланированно и осмысленно;
- ориентируется на конкретную жертву, к которой приковано внимание хищника.
Особый интерес и в то же время особую опасность в этом плане представляют те, для кого склонность к такому поведению представляет собой органическую часть структуры личности.
Выбрав себе жертву, они пускают в ход своё неотразимое обаяние, патологическую ложь, а также тонкие навыки психологического манипулирования с тем, чтобы приблизиться к жертве, получив полное её доверие.
Пожалуй, одна из самых пугающих черт личности у этих людей состоит в том, что они лишены эмпатии, т.е. способности чувствовать боль и другие эмоциональные состояния другого человека. Как следствие, они бессердечны, и потому умолять такого человека о пощаде абсолютно бессмысленно. Ибо единственный язык, который они понимают,- это язык силы.
Будучи неспособными проникнуть в эмоциональный мир другого человека, они тем не менее прекрасно могут сообразить, что у того на уме, и использовать любые его слабости, от алчности до душевной доброты и доверчивости, с тем, чтобы на нём паразитировать или как-то иначе использовать его в своих целях. (Такая способность видеть перспективу другого человека, пусть чисто интеллектуально, коренным образом отличает их от детей и взрослых, страдающих аутизмом и синдромом Аспергера).
Постоянно испытывая скуку, они могут также охотиться не только и не столько потому, что им хочется кушать, а просто, чтобы развлечься и поиграть со своей жертвой, словно кошка с мышкой.
Что происходит с нормальным человеком, когда он нервничает? У него учащается сердцебиение и вообще возбуждается автономная нервная система. У этих же людей пульс не учащается даже тогда, когда они избивают своих жён (что многие из них, кстати говоря, практикуют достаточно часто).
Они способны без дрожи в голосе говорить о вещах, которые у нормального человека язык не повернётся сказать. Это и не удивительно, учитывая отсутствие у них адекватной эмоциональной реакции. Так, один субъект, наблюдавшийся автором этих строк, писал в своём дневнике: «Видел реально труп. Вернее, то, что от него осталось, т.е. скелет, кишки. Вы уж простите, дорогие мои, что я так описываю. Просто я понял, что при виде трупа мне как-то параллельно».
Естественно, учитывая сказанное выше, у нормального человека возникает желание избежать встречи с хищником, или, по меньшей мере, минимизировать свои контакты с ним. Однако на практике это бывает очень непросто сделать, когда хищник привычно надевает маску вменяемости, благодаря которой он не только выглядит нормальнее многих абсолютно нормальных людей (у которых, в отличие от него, есть масса социальных условностей, совесть и прочие неведомые ему заморочки), но и становится поистине неотразимым. И только особенный, прямой, сосредоточенный на жертве взгляд может его выдать, заставляя некоторых чувствовать себя, словно завтрак зверя.
Как же распознать хищника прежде, чем станет слишком поздно? Как защитись себя? Для начала, нужно больше знать об этих людях.
На Западе поведение таких людей активно изучают в тюрьмах. Однако это что-то вроде тигра в зоопарке: понятно, что на воле зверь будет вести себя иначе. В то же время, хотя многие из таких людей нарушают закон, составляя десятки процентов среди населения тюрем и более половины среди серийных убийц, большинство таких людей находятся не в местах лишения свободы, а среди нас с вами.
Сделать шаг к заполнению этого пробела, и в то же время в доступной форме познакомить читателя с повадками таких людей, призвана книга, в основу которой положена история человека, который обладал свойством притягивать к себе описанных выше хищников. Книгу можно найти на сайте http://freak.sytes.net .