НОВОЕ В БЛОГАХ
  • Poli. Gons
    E-moll - 07 дек.
  • Мошенники жгут
    Dezz13 - 07 дек.
  • Баян
    Max - 07 дек.
  • ПРЕДНОВОГОДНЯЯ АКЦИЯ! Временная
    Жанна Викторовна - 07 дек.
  • Оригинальный мужской подарок.
    Машуня - 05 дек.
  • Штаб Деда Мороза , мини студия.
    Светлая - 05 дек.
  • Твой новогодний образ - какой он? Петух? Курица?
    Жанна Викторовна - 03 дек.
  • Стешок
    Dimmas - 30 ноя.
  • Индийский Болливуд отдыхает.
    Северянин - 28 ноя.
  • О, мой Бог!!! (улыбнуло).
    Yurianna - 28 ноя.
Просмотр статьи

Из глубины веков. История наших мест

Во времена древнего Шумера и Египта к северу от Саянских гор жила и развивалась неведомая нам древняя цивилизация. Природные, физико-географические условия определили своеобразие исторических и этнических процессов. Разнообразие и богатство природных ресурсов способствовали высокой заселённости этой территории с древности. Длительный путь исторического развития прошёл человек. Палеолит, неолит, бронзовый век. Разные племена и народы, сменившие друг друга в течение многих тысячелетий, тысячи поколений людей, живших и умерших на этой территории, оставили здесь вещественные следы своей жизнедеятельности: остатки древних поселений, древние могилы, святилища, наскальные рисунки, полуразрушенные укрепления, каменные изваяния. Курганы органически вписались в степной пейзаж и являются характерной приметой долины среднего Енисея. Скалы Хакасско-Минусинской котловины покрыты таким множеством процарапанных, выбитых и нанесённых краской рисунков, что их можно без всякого преувеличения назвать гигантской картинной галереей под открытым небом. Над созданием этой галереи на протяжении нескольких тысячелетий трудились многие поколения древних художников. Наскальная живопись является дополнительным бесценным источником для изучения многих сторон жизни, быта, духовной культуры предшествующих поколений. Специалисты-археологи работают на территории Хакасии уже около 280 лет, начиная с 1722 г. - первой экспедиции под руководством доктора Д.Г. Мессершмидта, снаряжённой по указанию Петра I для всестороннего изучения Сибири. Своеобразным результатом научного изучения Хакасско-Минусинской котловины стало открытие в Минусинске в 1877 г. музея, основателем которого выступил Н.М. Мартьянов.

В марте 1931 г. начинает свою деятельность Хакасский областной краеведческий музей. Вниманию посетителей была представлена юрта, оборудованная этнографическим материалом. В настоящее время фонды музея насчитывают свыше 100 тыс. экспонатов. В Хакасском республиканском краеведческом музее хранятся уникальные археологические (25000ед.), этнографические (5000ед.) коллекции, накопленные за семь десятилетий его существования. Экспозиции музея, археологические, этнографические коллекции позволяют не только зрительно созерцать представленный материал, но и осмыслить суть исторического процесса на территории Хакасско-Минусинской котловины

В центре Южной Сибири, в долинах р. Абакан и её многочисленных притоков, по верховьям Чулыма и левобережью среднего течения Енисея живёт небольшой тюркоязычный народ - хакасы. Хакасы - коренное население Хакасско-Минусинской котловины. Их численность на 1982 г. составляла - 71 тыс. чел.. Площадь Хакасии - 61,9 тыс.кв.км.. Её населяют - 516 тыс. чел. (1982 г.), относящихся к 90 национальностям. Сами хакасы составляют 11,5 % всего населения республики, русские - 79,5 %. На земле Хакасии не всегда жили хакасы. По данным современной науки, тюркоязычные люди впервые появились около 2300 лет назад. Топонимика даёт основания предполагать, что прежде здесь расселялись угроязычные и самодийские племена, а до них - индоевропейские и кетоязычные этнические группы. Известно, что собственная письменность в Южной Сибири появилась в 7-8 вв. Эта была письменность тюркоязычного ядра многоэтнического населения древнехакасского государства. Благодаря упорным полевым и лабораторным исследованиям нескольких поколений учёных археология совершила много важнейших открытий. О результатах работ написаны десятки книг и тысячи статей. Вещественные материалы экспонированы в музеях нашей страны и за рубежом.

Согласно археологическим данным первые древние люди поселились на Енисее от 100 до 40 тыс. лет назад (грот "Двуглазка", Боградский район). Расселение неандертальцев с юга в Южную Сибирь пришлось на межледниковый период, когда произошло значительное потепление климата. Появление в Хакасско-Минусинской котловине первых родовых общин "человека разумного", по данным учёных, относится к заключительному этапу ледникового периода, который называется сартанским оледенением. Южная Сибирь была свободна ото льда, следовательно, входила в огромную область расселения неандертальцев, т.е. являлась частью той прародины, на которой сформировался человек современного физического типа. Наиболее древним поселением "человека разумного" является верхнепалеолитическая стоянка Малая Сыя, исследованная на берегу реки Белый Июс. Жители занимались облавной охотой на северных оленей, горных баранов, козерогов, бизонов, а также на мелкого пушного зверя. Они первыми стали добывать в горах руды (гематит, магнетит, малахит), но использовали их только для изготовления красок. Смелые охотники на мамонтов, носорогов, северного оленя, в связи с потеплением климата, перешли к охоте на северного оленя зимой, на быков и диких лошадей летом. Большое подспорье в питании составляло собирательство съедобных клубней, ягод и стеблей растений. Появилась высокая техника изготовления разнообразных орудий и оружия из камня, кости и рога. С окончанием сартанского оледенения в Сибири началось общее потепление климата. Постепенно складываются современные ландшафты. Возникают новые прогрессивные особенности хозяйства, быта и культуры людей каменного века. В мезолите были изобретены лук и стрелы. Основными объектами охоты стали обитатели леса и лесостепи: лось, благородный олень, косуля, дикий баран. Кроме регулярной охоты люди в мезолите освоили рыболовство. Появились постоянные гарпуны, крючки и сети, сплетённые из растительных волокон. Зародилось ткачество, люди научились шлифовать камень. Что касается антропологов, то они по материалам из поздненеолитических погребений выявили большую смешанность населения, т.о. бассейны рек Абакана, Чулыма и Среднего Енисея в эпоху неолита являлись контактной зоной, где взаимодействовали разноэтнические группы местного и пришлого населения. Произведениями искусства, относящимися к неолиту, являются Суханихская, Оглахтинская и Шалоболинская писаницы (представлены гравированные контурные изображения лосей и рыб, обособленные изображения лосиных голов, фигуры лосей, выгравированные, а затем прокрашенные).

В середине III тыс. до н.э. в Южной Сибири наступил период медно-каменного века. В медно-каменном веке на среднем Енисее обитали две большие группы племён: это создатели Афанасьевской культуры, получившей условное название по горе Афанасьевой на Енисее близ с. Батени, где впервые были раскопаны могилы этой культуры - европеоиды, проникшие сюда с Запада, и местное население смешанного европеоидно-монголоидного физического типа. И те, и другие не только были скотоводами, разводившими лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, но и занимались земледелием одновременно с охотой и рыболовством. Люди, проживавшие на территории Хакасско-Минусинской котловины, научились изготовлять первые металлические орудия и предметы быта. Афанасьевцы почитали огонь и солнце. Они посвящали небу и богам священных животных, совершали воскурения в специальных глиняных курильницах на поддоне.

Материальную культуру следующего этапа ( к. III тыс. - н. II тыс. до н.э.) - учёные условно называют Окуневской - по имени улуса Окунева на р. Уйбат, где были раскопаны первые могилы этого типа. Культура своеобразна из-за сочетания в ней хозяйственного уклада обрядов и верований как древних неолитических охотников, так и скотоводов эпохи бронзы. Синкретизм отражён в ярких и разнообразных памятниках искусства, насыщенных религиозной символикой. Основой хозяйства окуневцев являлось скотоводство. Развивалось и земледелие. Важное место в хозяйственной деятельности занимала обработка металла - меди и бронзы. Керамика производилась двух видов: конической и горшкообразной формы, орнаментированные по всему тулову. Окуневцы оставили после себя замечательные произведения искусства. Среди них каменные плиты с рисунками фантастических животных, изображения женщин на камне и кости. Каменные изваяния первоначально стояли личиной к восходящему солнцу в особом святилище, окружённое жертвенными ямами и каменными алтарями. Личина изваяния представляла сложнейший образ первобытной мифологии, идею трёх уровней мироздания.


3600 лет тому назад в Хакасско-Минусинскую котловину проникает с запада третья волна европеоидного населения. Это носители так называемого андроновского физического типа, создатели особой культуры. Это были рослые европеоидные люди, по своему физическому типу отличавшиеся от предшествующего населения Южной Сибири. Основным занятием их было разведение крупного рогатого скота, а также овец и коз. Волов и лошадей употребляли как тягловую силу для перевозки тяжестей. В ходу были не только четырёхколёсные телеги, но и двухколёсные повозки, а также боевые колесницы с парной конской упряжкой. Андроновцы занимались также мотыжным земледелием. Их металлурги выплавляли орудия и оружие из высокооловянистой бронзы. Изготовлялись горшковидные, баночные и мискообразные сосуды, которые украшались ёлочным узором или геометрическими фигурами.

В конце бронзового века в Южной Сибири расцвела карасукская культура (ХIII-VIII вв. до н.э.), памятники которой оставлены смешанным населением, пришедшим с запада и с юга. Культура получила название по имени р. Карасук, левого притока Енисея у с. Батени. Создатели этой культуры жили в постоянных селениях, в больших домах каркасного типа, слегка углублённых в землю и облицованных по стенам плитами. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец и верблюдов. Возделывали пашни, сеяли хлеб, охотились. Изготовляли шаровидные, плоскодонные сосуды с богатым орнаментом из заштрихованных треугольников и фестонов. Одежду шили из меха, кожи, шерсти и тканей из растительного волокна. Особенно высокого уровня достигли горное дело и металлургия. Карасукский металлургический центр славился массовым производством высокопроизводительных орудий и оружия особых типов. На базе достижений их культуры возникла гораздо более сложная и прогрессивная культура населения Хакасско-Минусинской котловины в последующую эпоху - эпоху раннего железного века. Это была эпоха становления классовых отношений, эпоха сложения первых прообразов степных государств. В Хакасско-Минусинской котловине развивалась осёдлая земледельческая тагарская культура (VII-III вв. до н.э.). У осёдлых тагарцев в IV-III вв. до н.э. складывается первое южно-сибирское государство, которое зафиксировано в древнекитайских исторических сочинениях как "Динлин го" - "государство Динлин". Среди населения преобладает чётко выраженный европеоидный физический тип. Первые кованые из железа орудия труда и предметы вооружения появились в Южной Сибири в VI-V вв. до н.э., но ещё 300 лет железо не могло полностью вытеснить бронзу. Металлургия, основанная на развитом горном деле, уже выделилась в первое самостоятельное ремесло. В тагарское время земледелие начинает оттеснять скотоводство на второй план, тем более, что частые военные столкновения позволяли получать скот от соседей путём насильственного захвата. При этом угоняли не только скот соседних племён, но и военнопленных. Развивается патриархальное рабство. Динлины-тагарцы первыми применили труд рабов для искусственного орошения пашен. Ирригационное земледелие, требовавшее сооружения и поддержания сети оросительных каналов, плотин и дамб, привело к организации крупных строительных и земляных работ. Оно в большей степени способствовало процессу социального расслоения и образования классов. Не случайно к этому времени относится сооружение величественных земляных пирамидальных курганов - гробниц тагарских царей - обставленных просторными квадратными каменными оградами из многотонных плит. Впечатляющими архитектурными сооружениями являются огромные царские курганы Салбыкской котловины.

Раскопки самого большого из них показали, что гигантский (первоначально до 25-30 м высотой) погребальный мавзолей был сооружён ради захоронения в нём одного старца. В этой гробнице могли похоронить самого могущественного человека - царя, возглавлявшего тагарский союз разнородных племён, населявших степи и горную тайгу Хакасско-Минусинской котловины. На одной из скал в Боградском районе имеется рисунок тагарского поселения, позволяющий установить особенности социально-экономической жизни динлинов.

Гуннское завоевание в 201 г. до н.э. прервало процесс исторического развития местных южносибирских этнических групп. Оно привело к сложному видоизменению этнического состава населения. Древнекитайские источники впервые упоминают племя тюркоязычных гяньгуней - кыргызов. Власть гуннского шаньюя над Хакасско-Минусинской котловиной поддерживалась с помощью специальных наместников. Во II-I вв. до н.э. Южная Сибирь являлась северо-западной провинцией гуннского государства. На левом берегу Абакана был построен городок, посредине которого возвышался монументальный многокомнатный дворец гуннского наместника. Дворец был построен в традициях смешанной дальневосточно-среднеазиатской архитектуры.

Жизнь, труд и подати завоёванного населения Южной Сибири регламентировалась законами гуннского государства. Политика грабежа вызывала недовольство и восстания местного населения. Возникает динлино-гяньгуньский военный союз, поставивший себе целью свергнуть гуннское иго и освободить землю Южной Сибири. В общей сложности пребывание народностей Саяно-Алтайского нагорья под властью гуннского государства продолжалось с 201 по 40 г. до н.э. Этот период имел большие последствия для культурно-исторического и социально-экономического развития аборигенных этнических групп. Источники подтверждают наличие здесь двух основных этнических компонентов - динлинов и гяньгуней. Гяньгуни (кыргызы) стали аристократическим династическим родом в среде местного разноязычного населения. В течение первых пяти веков нашей эры самобытное развитие Южной Сибири было направлено на создание прочной экономики и собственной государственности. Представители сформировавшегося аристократического рода гяньгуней (кыргызов) занимали все высшие посты в раннеклассовом обществе. В административном отношении население Южной Сибири начинает делиться по военно-территориальному принципу. Военно-административная система способствовала ликвидации остатков родового строя, становлению классового общества и развитию раннефеодальных отношений. В особую отрасль выделилась чёрная металлургия, возникли специализированные поселения рудокопов, металлургов и кузнецов. Появились мастера-ювелиры - золотобиты, они освоили золочение бронзовых предметов простым и "горячим" способами с применением ртути, инкрустирование железных изделий золотом и серебром, обработку драгоценных камней. Действовали обособленные мастерские со специализированными печами для обжига глиняной посуды, массового изготовления ритуальных и погребальных масок из гипса, терракотовых украшений. Утвердился строгий канон в изготовлении и раскраске культовых портретных погребальных масок.

В графике, гравюре установился единый стиль воспроизведения людей и животных. Изготовляли ритуальные высокохудожественные статуэтки коней, северных оленей, быков, баранов, людей. Их вырезали из дерева, но иногда комбинировали с другими материалами, часто оклеивали плющенным золотом. Значительно увеличилась сеть оросительных каналов, развивалось пахотное земледелие с применением сохи с железным сошником, утвердилось придомное содержание скота. В засушливых степях и на горных склонах пасли табуны коней, разводили верблюдов, коз и овец. В обращении появилась ханьская бронзовая монета. Знать того времени носила одежду из ценных мехов зимой и шёлковых тканей летом. Крестьяне одевались в одежды из овчины и самодельных шерстяных тканей. Чиновники и военные имели особые знаки различия. Через несколько столетий после распада державы гуннов в Хакасско-Минусинской котловине постепенно сформировалось второе самобытное государство - государство древних хакасов (кыргызов).

В начале VI в. в Южной Сибири возникли два самобытных государства. На Алтае образовался Древнетюркский каганат, в бассейне Абакана, в верховьях Чулыма и по среднему течению Енисея на землях бывшего "государства Динлин" возникает государство древних хакасов во главе с аристократическим родом "кыргыз". Население государств сумело развить высокий экономический потенциал, благодаря преимущественному развитию чёрной и цветной металлургии. Тюркоязычные кыргызы стали правящей аристократической группой. Постепенно тюркоязычное ядро населения государства в процессе ассимиляции значительно возросло, появилось осознание своего родства и единства. Наименование "хакас" зафиксированное письменными источниками - это общее имя, слагавшейся в VI-XII вв. средневековой народности Саяно-Алтайского нагорья. Развитая экономика опиралась на комплексное многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, горное дело и различные ремёсла. Земледелие было высокоразвитым, плужным и в значительной степени основанным на искусственном орошении. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, рожь. Муку мололи ручными и водяными мельницами. Крестьяне, занимавшиеся земледелием, жили деревнями. Скотоводство было пастушеским, с применением стойлового содержания скота. Специализированные группы древних хакасов занимались горным делом и выплавкой разнообразных металлов. Особенно широко были развиты кузнечное, оружейное, литейное, ювелирное, гончарное, шорное, плотницкое и столярное ремёсла. Велась широкая внешняя и внутренняя торговля. За рубеж продавали - товарное зерно и муку, оружие, пушнину, скот, мускус, древесину берёзы, изделия ювелирного мастерства. Большим достижением социально- экономического развития общества древних хакасов явилось употребление собственной енисейской письменности, зародившейся в VII в., а также создание в VIII-XII вв. городов и городской культуры. В середине IX в. древнехакасское государство на западе ограничивалось Иртышом, на севере, востоке - Ангарой, на юге - пустыней Гоби. В феодальном государстве древних хакасов существовало государственное и частное землевладение. В начале IX в. сложилось регулярное строевое войско, появилась новая служилая знать. Знать имела в частной собственности не только землю и скот, но и крестьян. Управление государством осуществлялось с помощью громоздкой бюрократической машины, на которую опиралась деспотическая власть кагана. Наиболее тесные культурные, торговые и посольские связи были установлены со Средней Азией. К IX в. часть древнехакасской знати приняла одну из религий возникших в Западной Азии - манихейство. Археологами открыты манихейские храмы и святилища в средневековых городах, оставшихся в долине р. Уйбата. Проникала на Енисей и буддийская пропаганда, но рядовое население в значительной своей части продолжало оставаться язычниками-шаманистами. Богатое древнехакасское государство, обладавшее большими горнорудными, металлургическими, сельскохозяйственными и иными ресурсами, подверглось раньше других государств экспансии молодой державы древних монголов. В 1207 г. многочисленная армия во главе с Джучи вторглась в пределы древнехакасского государства. Жестокое поражение подорвало силы государства, но не лишило его способности и стремления к сопротивлению. В течение 86 лет продолжалась неравная борьба. Накопив силы, в 1273 г. народы Южной Сибири предприняли новое, на этот раз успешное восстание. Монгольский наместник и его гарнизоны были изгнаны. Самобытная государственность средневековых хакасов была восстановлена. Князья из рода кыргызов 20 лет вновь независимо правили Южной Сибирью. Но в 1293 г. монголы обрушили страшный карательный удар, огнём и мечом опустошив Туву и Хакасско-Минусинскую котловину. Древнехакасское государство было уничтожено. С гибелью древнехакасского государства все достижения саяно-алтайских народов - пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие социально - экономические и культурно-бытовые достижения пришли в упадок. Угас самый северный в Центральной Азии и Сибири очаг средневековой цивилизации, просуществовавшей почти тысячелетие.

К моменту прихода в Южную Сибирь русских людей в начале XVII в. Хакасия, которую стали называть "Киргизской землицей", была полузависимой, вассальной страной. Свыше трёхсот лет (XIV-ХVI вв.) её угнетали и терзали сменявшие друг друга воинственные феодальные политические объединения монгольских ханов. К началу XVII в. "Киргизская землица" состояла из четырёх княжеств. Этнический состав её в основном тюркоязычного населения оставался ещё довольно пёстрым. Хакасы делились на этнические территориальные группы, среди которых аристократический сеок кыргыз занимал по-прежнему господствующее положение.

Процесс присоединения Хакасии к России проходил в очень сложной обстановке. До прихода русских за господство над Хакасами боролись две силы: монгольский и джунгарский ханы. С появлением казаков на Енисее возникла третья сила, которая решительно стала претендовать на Хакасию. Завязалась упорная и длительная борьба между русским царём, монгольским ханом и джунгарским хунтайджи за господство над населением долины Среднего Енисея. В этой борьбе хакасские князья не были едины: одни поддерживали русских, другие - монголов или джунгаров. Хакасские князья вели упорную борьбу с царскими властями за своих кыштымов. Для достижения своей цели они использовали и оружие и дипломатию. Насилие царских властей и их самоуправство затягивали процесс присоединения Хакасии к России. Резко уменьшившийся в своей численности хакасский народ в течение всего XVII в. искал выход из тяжелейшего положения. Принятие подданства Российского государства являлось не только наименьшим злом, но и единственной возможностью уцелеть. Весь хакасский народ стал коллективным кыштымом русского царя и вошёл в сословие ясачных "инородцев".

Этнографические коллекции музея, частично представленные в экспозиции "Хакасская юрта к. ХIХ в.", отражают систему жизнеобеспечения хакасов. Традиционная одежда хакасов - показатель многовековой преемственности в развитии местной культуры. Богатством украшений отличалась у хакасского народа женская одежда. Распространённым украшением на одежде хакасок являются узоры, вышитые кручёным шёлком ярких тонов. Украшением одежды служили коралловые, серебряные, позолоченные пуговицы.

Серьги, кольца, перстни, браслеты являлись предметами украшения женского туалета. Хакасские ювелиры через столетия пронесли древние навыки обработки драгоценных металлов. О длительности и " живучести " местных традиций свидетельствует наличие очертаний "пого" - женского нагрудного украшения на окуневских изваяниях (II тыс. до н.э). В ХIХв. характерным женским украшением был нагрудник (пого), надевавшийся на свадьбе поверх шубы или сигедека замужней женщиной (свахой).

Музыкальность хакасов, разнообразие музыкальных инструментов (чатхан, хомыс и др.) отмечал Ф.В. фон Радлов в к. ХIХв.

Костюм, инструменты шамана позволяют частично познакомиться с традиционным мировоззрением хакасов. У хакасов и после христианизации сохранился шаманистский культ, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов.

Археологический, этнографический, краеведческий материал экспозиционно представлен также в музеях республики Хакасия: Аскизского района с. Казановка, г. Черногорска, г. Саяногорска, г. Сорска, г. Абазы, с. Таштып, с. Аскиз, п. Шира, п. Копьёво.

SABLAN /Лена/

Тематическое размещение статей для раскрутки в Гугл
Рейтинг:
Голосов: 1
Вы не можете голосовать
Комментарии

23 сентября 2006, 11:32
Зоригтбаатар
smile.gif smile.gif smile.gif

наверх