В Москве состоялись общественные слушания на тему "Новые федеральные инициативы по модернизации Сибири"

14 декабря в Москве прошли общественные слушания на тему "Новые федеральные инициативы по модернизации Сибири", приуроченные к визиту Президента РФ Владимира Путина в Новосибирск 14 декабря и председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова в Красноярск и Хакасию16 - 17 декабря 2005 года. В слушаниях приняли участие российские и зарубежные эксперты, политологи представители бизнеса, журналисты, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Основными темами для обсуждения были ключевые проблемы региона, названные экспертами и аналитиками: низкий уровень развития региональной инфраструктуры, депопуляция (по данным экспертов, выступавших на слушаниях, ежегодный миграционный поток по Сибири составляет 18 человек на 10 000, а по Дальнему Востоку - 36 человек на 10 000), недостаточные вложения в развитие и воспроизводство сырьевой базы (несмотря на богатый ресурсный потенциал региона, интенсивность геологоразведочных работ практически упала до нуля).

В своих выступлениях участники слушаний определили наиболее острые проблемы, свойственные для каждого сибирского региона.

Так, для Томской области среди главных проблем эксперты отметили резкое сокращение инвестиций в ТЭК по линии "Томскнефти" из-за проблем с НК "ЮКОС", а также сокращение бюджетных расходов на ЗАТО Снежинск в связи с ликвидацией его особого статуса. В Кемероской области отмечены демографический кризис, высокая доля ветхого и аварийного жилья сложная экологическая обстановка. Для Новосибирской области характерны неудовлетворительное состояние дорожной сети и резкий диспаритет цен на сельхозпродукцию и ГСМ. В Омской области участники слушаний отметили демографический кризис, снижение доходов местных бюджетов после перерегистрации главного налогоплательщика ОАО "Сибнефть" и обмеление Иртыша из-за отсутствия соглашения с Китаем о совместном использовании и охране водных объектов. В республике Хакасия наблюдается высокая степень изношенности ЖКХ и недостаточная укомплектованность медучреждений врачебным персоналом. Для республики Алтай проблемными являются борьба алтайских этнических элит за назначение главой республики этнического алтайца и значительные расходы на ликвидацию последствия землетрясения в 2003 году. Иркутская область - высокий процент ветхого жилого фонда, экологические проблемы Байкала, в первую очередь в связи с деятельностью БЦБК, недофинансирование строительства моста в Иркутске через Ангару. В республике Бурятия экспертами отмечен рост себестоимости добычи угля на предприятиях республики и проблема сохранения экологического комплекса озера Байкал в связи с развитием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности республики. В Читинской области наблюдается дефицит средств на целевые программы по медицине. В Амурской области остро стоит вопрос борьбы местных властей за сохранение права лицензирования золотодобычи, высокие энерготарифы и наличие депрессивных районов. В Приморском крае - кризисное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры. В Сахалинской области отмечается дефицит энергоресурсов и политическая неопределенность со статусом Южных Курил. Среди главных проблем, тормозящих развитие Хабаровского края, участники общественных слушаний назвали нехватку альтернативного водоснабжения, недостаточную газификацию края, недозагрузку заказами оборонных предприятий, высокие энерготарифы. В Камчатской области и Корякском автономном округе среди основных проблем были названы морское браконьерство, тормозящее развитие рыбной отрасли и экологические проблемы, связанные с разведкой нефтяного месторождения на камчатском шельфе. Для Магаданской области характерны высокая изношенность морских судов и оборудования предприятий рыбопереработки, браконьерская добыча морепродуктов, нехватка энергоресурсов. Что касается республики Саха (Якутия), то эксперты назвали здесь две основные проблемы: завышение инвестиционных рисков в связи с неопределенностью с выполнением поручения Президента России о федерализации АК "АЛРОСА" и отсутствие транспортной инфраструктуры, необходимой для разработки новых месторождений. В Красноярском крае отмечены хроническое недофинансирование строительства метро и дорог и кризисное состояние социальной инфраструктуры северных районов края и национальных округов. В своих выступлениях участники общественных слушаний помимо констатации проблем представили свое видение тех направлений развития, которые должны быть положены в основу разработки стратегии развития Сибирского региона.

http://www.regnum.ru/