Президент автоперевозчиков: развитие торговли с Китаем невозможно без близкого пути через Алтай

Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН подготовлено экономическое обоснование строительства прямой автомобильной дороги через Республику Алтай в Китай. По прогнозам ученых реализация проекта приведет к изменению в расстановке сил и экономическом взаимодействии стран Центральной Азии. Как показали исследования, рассматриваемая трасса является важным фактором развития транспортных коммуникаций как регионов Западной Сибири (Республика Алтай, Алтайский край, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская области), так и регионов Центральной России и Уральского федерального округа. Как 5 сентября рассказали ИА REGNUM в Окружном информационном центре "Сибирь", строительство дороги обсуждалось в рамках Урумчийской международной торгово-экономической ярмарки в Китае, где присутствует делегация Сибирского федерального округа (СФО) во главе с заместителем полномочного представителя президента РФ в СФО Игорем Простяковым.

Как уже сообщало ИА REGNUM, предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Бетсу-Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии СО РАН. Тем не менее, как заверил Игорь Простяков, "будущая дорога максимально не затронет плато Укок и пройдет вдоль линии границы". "А что касается попыток некоторых лиц, выступить против строительства дороги под прикрытием сохранения экологии, - говорит замполпреда, - то эти возражения несущественны. То, что необходимо обеспечить сохранение экологии на 100% - для меня это абсолютно ясно и единственно возможный путь. И в данном случае, когда начинают говорить об экологии, этим просто прикрывают свою заинтересованность в сведении отношений с Китаем до минимума".

По словам Игоря Простякова, "этот проект открывает новые возможности сотрудничества России и Китая. Обе стороны испытывают к нему большой интерес. Прямое сообщение в значительной степени расширит возможности бизнеса, снизит затраты на перевозку грузов, а также откроет перспективы для развития туризма между нашими регионами". Заместитель полпреда подчеркнул, что перевозка грузов между Китаем и Россией по более длинному пути или через третьи страны влечет существенные дополнительные расходы.

В переговорах в Урумчи приняли участие представители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Президент АСМАП Юрий Сухин считает, что интенсивное развитие торговли с Западным Китаем невозможно без развития автомобильных перевозок. Чтобы увеличить товарооборот между регионами Сибирского федерального округа и Китаем необходимо сооружение новых и расширение существующих автомобильных пунктов пропуска. "Но кроме этого нужна и прямая дорога, - считает Юрий Сухин. - Мы должны открыть самую близкую дорогу, соединить наши страны через два Алтая".

Как считают сторонники строительства, сооружение дороги вызовет рост и развитие международных автомобильных перевозок, послужит мощным толчком экономического развития Республики Алтай, западных аймаков Тывы, Алтайского края, обеспечит возможность освоения природных ресурсов Кош-Агачского района Республики Алтай, повлечет развитие малого и среднего бизнеса. "Подготовленное обоснование строительства прямой автодороги в Китай показывает высокую надежность и окупаемость этого проекта, а также подтверждает высокую актуальность строительства дороги в кратчайшие сроки", - отметил президент ассоциации автоперевозчиков Юрий Сухин.

Игорь Простяков отметил, что единственно возможный путь сооружения магистрали - тот, который максимально учитывает экологические, национальные, культурные особенности территории, по которой пройдет дорога.

http://www.regnum.ru/