ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Настоящий перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

1. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001
Тормозные системы автомобиля в зависимости от функционального назначения разделяются на четыре типа: рабочая, запасная, стояночная и вспомогательная. Рабочая тормозная система является основной и предназначена для регулирования скорости в любых условиях движения.
Исправность рабочей тормозной системы оказывает решающее влияние на активную безопасность транспортных средств, характеризующую возможность избежать возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Показателями исправности рабочей тормозной системы являются величины тормозного пути и установившегося замедления. Под тормозным путем понимают путь, проходимый транспортным средством с момента приведения водителем в действие тормозного привода до момента полной остановки транспортного средства. Тормозной путь включает в себя путь, проходимый транспортным средством за время срабатывания тормозного привода, за время нарастания замедления и за время движения с установившимся замедлением. Во время движения с установившимся замедлением на покрытии дороги может оставаться след «юза» — движения с заблокированными колесами. В связи с этим отождествление тормозного пути с тормозным следом, оставляемым заблокированными колесами автомобиля, неправомерно, поскольку не учитываются другие составляющие тормозного пути.
Под установившимся замедлением понимают среднее значение замедления за время движения транспортного средства в процессе торможения от момента окончания нарастания замедления до полной остановки. На практике в условиях осуществления проверки технического состояния транспортных средств с использованием диагностического оборудования испытания рабочих тормозных систем автотранспортных средств проводятся на специальных тормозных стендах.
Методики дорожных и стендовых испытаний рабочих тормозных систем автотранспортных средств приведены в ГОСТ Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода
К гидравлическому тормозному приводу автотранспортных средств предъявляются следующие требования: не допускается подтекание тормозной жидкости из главного тормозного цилиндра, из рабочих тормозных цилиндров, в местах соединений трубопроводов и шлангов.
В соответствии с ГОСТ 23181—78 «Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования» конструкция элементов и соединений гидравлического тормозного привода должна обеспечивать его герметичность при давлении, создаваемом в гидроприводе при усилии на педали тормоза не менее 980 Н (10 кгс) и работающем усилителе (при его наличии), а в случае пневмогидравлического привода — при номинальной величине давления воздуха в пневмоусилителе.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см ) за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
Падение давления воздуха должно определяться от значения нижнего предела регулирования давления, т.е. давления, при котором регулятор давления включает подачу воздуха компрессором в систему. Поэтому перед проверкой необходимо довести давление воздуха в системе до значения, соответствующего нижнему пределу регулирования.
Пределы регулирования давления воздуха в системе устанавливает предприятие-изготовитель транспортного средства в технической документации.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
Пневматический манометр относится к измерительным приборам, от точности показаний которого в немалой степени зависит безопасность движения транспортного средства. Во всех случаях, когда появляются признаки неисправности манометра, эксплуатация транспортного средства должна быть прекращена до замены прибора.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние: транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16% включительно;
легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23% включительно;
грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31% включительно.
Методы проверки стояночной тормозной системы изложены в ГОСТ Р 51709-2001. Показателем эффективности торможения стояночной тормозной системы является значение общей удельной тормозной силы.
Стендовые испытания стояночной тормозной системы проводятся путем торможения автотранспортного средства с использованием этой системы. Дорожные испытания стояночной тормозной системы проводятся путем затормаживания на уклоне (эстакаде) транспортного средства. При этом транспортное средство должно быть обращено передней частью на подъем.
Усилие на органе управления стояночной тормозной системы при оценке ее эффективности как при стендовых, так и при дорожных испытаниях не должно превышать 392 Н (40 кгс) для легковых автомобилей и автобусов и 588 Н (60 кгс) для других транспортных средств. Стояночная система прицепа (без тягача) должна обеспечивать неподвижное состояние прицепа на уклоне, значения которого в процентах установлены в данном пункте для соответствующей категории одиночного транспортного средства, к которой относится тягач..
2. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

Тип транспортного средства Суммарный люфт не более(градусов)

Легковые автомобили и созданные на их
базе грузовые автомобили и автобусы 10

Автобусы 20

Грузовые автомобили 25

Суммарный люфт в рулевом управлении — суммарный угол, на который поворачивается рулевое колесо автомобиля под действием усилия при неподвижных управляемых колесах. Наличие суммарного люфта, превышающего допустимые значения, указывает на чрезмерный износ деталей рулевого управления либо нарушение регулировки, либо ослабление крепления узлов рулевого управления. Определение суммарного люфта производится люфтомерами.
В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 управляемые колеса при испытании рулевого управления должны находиться в нейтральном положении на сухой, ровной и горизонтальной асфальто- или цементобетонной поверхности. При этом шины управляемых колес должны быть также чистыми и сухими. Проверка рулевого управления транспортных средств, оборудованных усилителем рулевого привода, проводится при работающем двигателе. К нагрузочному устройству динамометра поочередно в обоих направлениях прикладывают следующие усилия в зависимости от собственной массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса: 7,35 Н (0,75 кгс) при массе до 1,6 т; 9,80 Н (1,00 кгс) при массе свыше 1,6 т до 3,86 т; 12,3 Н (1,25 кгс) при массе свыше 3,86 т.
При этом на шкале угломерного устройства определяются фиксированные положения рулевого колеса. Если управляемые колеса отклоняются от нейтрального положения, то устанавливают момент отклонения по рулевому колесу.
Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяется по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями по результатам двух или более измерений.
Автомобиль считается выдержавшим испытание, если полученные значения суммарного люфта не превышают значений, указанных в данном пункте.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положении рулевой колонки.
Контроль деталей и узлов рулевого управления производится путем визуального осмотра при одновременном воздействии на рулевое колесо. Резьбовые соединения должны проверяться с использованием динамометрического ключа.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
Наличие и исправная работа данных элементов рулевого управления призваны обеспечить легкость управления транспортным средством, что прямо влияет на безопасность дорожного движения.
В ГОСТ Р 51709-2001 (пункт 1.1.2) указано, что не допускается исключать предусмотренные конструкцией элементы рулевого управления без согласования с предприятием-изготовителем автотранспортного средства или иной уполномоченной на то организацией. Требования к исправности рулевого управления содержатся в разделе 1.3 указанного ГОСТа.
Требования к безопасному техническому состоянию мототранспортных средств содержатся в ОСТ 37.004.008—78 «Основные требования по активной и пассивной безопасности, предъявляемые к конструкции мотоциклов, мотороллеров и мопедов» и в инструкциях предприятий-изготовителей.

3. ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства [1]. Примечание.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей [2].
[1] Количество, расположение, углы видимости и цвет внешних световых приборов регламентированы ГОСТ 8769—75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» с учетом внесенных в него изменений.
Установлен минимальный комплект обязательных для каждого транспортного средства светосигнальных приборов: фары дальнего и ближнего света, указатели поворотов, сигналы торможения, габаритные огни, фонарь освещения регистрационного знака, световозвращатели. Такие же требования содержатся в Правилах ЕЭК ООН ? 48 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации», введенных в Российской Федерации в качестве государственного стандарта ГОСТ Р 41.48—99 с аналогичным названием.
Режим работы внешних световых приборов в процессе эксплуатации транспортных средств определяется ГОСТ Р 51709-2001.
[2] Использование внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей допускается в том случае, если имеется заключение компетентной организации о возможности их применения на данном транспортном средстве. В качестве таких организаций могут выступать: предприятия-изготовители транспортных средств, испытательные лаборатории и органы по сертификации, аккредитованные на право проведения соответствующих работ.

3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ Р 51709-2001.
Методика проверки правильности регулировки фар изложена в упомянутом стандарте. Правильность установки фар может быть проверена водителем самостоятельно с использованием настенного экрана.
Некоторые модели автомобилей снабжены компенсаторами нагрузки, позволяющими автоматически или вручную изменять наклон светового луча в зависимости от загрузки автомобиля.
Требования ГОСТ Р 51709-2001 исключают возможность применения фар, имеющих отличную от европейской систему светораспределения (автомобили с правым расположением руля, предназначенные для левостороннего движения, автомобили американского производства с симметричным светораспределением).

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Режим работы внешних световых приборов, а также их характеристики регламентированы ГОСТ Р 51709-2001.
В соответствии с упомянутым стандартом в проблесковом режиме должны работать только указатели поворота (90±30 проблесков в минуту). В таком же режиме должна работать и аварийная сигнализация.
Разумеется, данное требование не распространяется на случаи кратковременного включения сигналов торможения («стоп-сигналов») и переключения света фар для предупреждения об обгоне (см. комментарий к пункту 19.11 Правил).
Водители обязаны поддерживать в чистоте внешние световые приборы и световозвращатели. Если автомобили оборудованы устройствами для очистки фар, то они должны быть в исправном состоянии. Чистота внешних световых приборов является важным условием обеспечения активной безопасности транспортного средства.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
В световых приборах должны использоваться рассеиватели и лампы, предусмотренные их конструкцией.
В соответствии с «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств [Утверждены Постановлением Госстандарта России от 01.04.98 г. ? 9, зарегистрированы в Минюсте России 15.05.98 г. ? 1522] внешние световые приборы (в том числе фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары) подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН и отечественных стандартов, в частности, ГОСТ 3544-75 «Фары дальнего и ближнего света автомобилей. Технические условия» и ГОСТ 6964—72 «Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств. Общие технические требования».

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
ГОСТ Р 50574—93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» предъявляет ряд требований к установке проблесковых маячков. Так, проблесковый маячок должен устанавливаться на крыше транспортного средства или над ней. Установка маячков в других местах (например, за задним стеклом) не допускается. Крепление проблескового маячка должно обеспечивать его неподвижность на всех режимах движения транспортного средства.
Маячок должен устанавливаться на транспортном средстве таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден в пределах 360° в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света.
Допускается установка на транспортном средстве более одного проблескового маячка. Вместе с тем согласно пункту 19 Основных положений в определенных случаях на транспортных средствах без специальной цветографической окраски может быть установлен только один проблесковый маячок синего цвета (см. соответствующий комментарий). Для транспортных средств на шасси грузовых автомобилей, а также для транспортных средств ГИБДД и Военной автоинспекции, обеспечивающих сопровождение колонн транспортных средств, допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180°, но так, чтобы маячок не был закрыт со стороны передней части транспортного средства.
Требования к установке проблесковых маячков, изложенные в ГОСТ Р 50574—93, распространяются также на установку проблесковых маячков других цветов на транспортных средствах, не относящихся к категории специальных или оперативных служб.

3.6. На транспортном средстве установлены:
Спереди – противотуманные фары с огнями любого цвета, кроме белого или желтого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, а световозвращающие приспособления – любого цвета, кроме белого;
Сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета кроме красного, а световозвращающие приспособления – любого цвета кроме красного;
Сбоку – световые приборы с огнями любого цвета кроме желтого или оранжевого, а световозвращающие приспособления – любого цвета, кроме желтого или оранжевого.
Данное требование базируется на основополагающем принципе применения спереди транспортного средства только белых, а сзади — только красных немигающих огней. Отступление от этого принципа несет в себе потенциальную опасность, т.к. дезориентирует водителей о направлении движения транспортных средств.

4. СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛИ
ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
Согласно ГОСТ Р 51709-2001 автотранспортное средство должно быть оснащено предусмотренными конструкцией стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла. При этом щетка должна вытирать очищаемую зону не более чем за 10 двойных ходов для автобусов и не более чем за 5 двойных ходов для других автотранспортных средств так, чтобы общая ширина невытертых полос по краям зоны очистки не превышала 10% длины щетки. Частота перемещения щеток по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту, угол размаха щеток по мокрому стеклу на максимальной скорости стеклоочистителя должен быть не менее предусмотренного в технической документации. Необходимо подчеркнуть, что эти требования относятся к случаю работы стеклоочистителя по мокрому стеклу.
Требования к стеклоочистителям изложены также в ГОСТ 18699-73 «Стеклоочистители электрические. Технические условия» и ОСТ 37.003.068—85 «Стеклоочистители пневматические. Технические условия».
Наличие и исправность стеклоочистителя является важным условием обеспечения обзорности с рабочего места водителя в условиях дождя или снегопада.
Требования к обзорности с рабочего места водителя и способы определения показателей обзорности изложены в ГОСТ 28070—89 «Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний».

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла в количестве, достаточном для смачивания стекла.
Работа стеклоомывателя должна обеспечить работу стеклоочистителей ветрового стекла в установленном режиме (см. комментарий к предыдущему пункту).

5. КОЛЕСА И ШИНЫ
5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.
Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.
Данное требование содержится также в ГОСТ 25478-91 (пункт 1.6), а в отношении мотоциклов и мопедов - в действующих и в настоящее время «Правилах эксплуатации и хранения шин для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов" (1986 г.).
Технические требования и характеристики шин, выпускаемых отечественной промышленностью, приведены в ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия», ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия», а также «Правилами эксплуатации автомобильных шин», утвержденными Минпромом России, Минтрансом России по согласованию МВД России (1997 г).
Предельный износ рисунка протектора установлен по соображениям обеспечения безопасности дорожного движения в условиях движения по влажному покрытию. Износ рисунка протектора измеряют по центру беговой дорожки.
В шины может быть вмонтирован цветной индикатор износа. В этом случае предельно допустимая остаточная высота рисунка протектора определяется по появлению индикаторов.

5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
Подобные дефекты шин могут привести к их разрыву, что при движении транспортного средства может вызвать опасные последствия (например, неуправляемое скольжение или опрокидывание транспортного средства).
Данное требование содержится также в ГОСТ 25478—91 (пункт 1.6.2) и в «Правилах эксплуатации и хранения шин для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов».

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
Надежность крепления колес и отсутствие повреждений дисков и ободьев, могущих вызвать разрушение колеса в движении, являются факторами, прямо влияющими на безопасность дорожного движения.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Аналогичные требования содержатся в ГОСТ Р 51709-2001.
Установка шин, не предназначенных для данной модели транспортного средства, может повлечь за собой снижение плавности хода, уменьшение грузоподъемности транспортного средства, изменение параметров его управляемости и устойчивости.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.
Шины с различным рисунком протектора и конструкцией ведут себя по-разному при торможении и маневрировании, что может явиться причиной заноса. Поэтому запрещается устанавливать на одну ось шины диагональной конструкции (нити корда перекрещиваются между собой) и радиальной (нити корда расположены радиально по окружности профиля шины).

6. ДВИГАТЕЛЬ
6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
В соответствии с ГОСТ Р 52033-2003 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности» содержание оксида углерода для автомобилей, находящихся в эксплуатации, не оснащенных каталитическими нейтрализаторами, при минимальной частоте вращения коленчатого вала не должно превышать значения, указанного заводом-изготовителем, а если такое значение не указано — 3,5%. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации, оснащенных каталитическими нейтрализаторами, при минимальной частоте вращения коленчатого вала содержание оксида углерода не должно превышать значения, указанного заводом-изготовителем, если такое значение не указано — 1,0%. При превышении указанных норм автомобиль считается технически неисправным и до устранения этой неисправности не подлежит дальнейшей эксплуатации.
Нормы дымности отработавших газов автомобилей с дизельными двигателями устанавливает ГОСТ Р 52160-2003 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности».
Принцип измерения дымности основан на оценке значения поглощения света в мерном объеме отработавшего газа. Нормируемым параметром является оптическая плотность отработавших газов (дымность) - количество света, поглощаемого частицами сажи и другими дисперсными частицами.
Для измерения содержания вредных веществ в отработавших газах используют различные стационарные и переносные приборы.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.
Подтекание топлива из системы питания влечет за собой возможность возникновения пожара. Негерметичность соединений обнаруживается внешним осмотром или определяется по характерному запаху бензина, дизельного топлива или газа (при наличии газовой системы питания на автомобиле). Не допускается использование на газобаллонных автотранспортных средствах баллонов с истекшим сроком периодического их освидетельствования. Требования к герметичности системы питания содержатся также в ГОСТ 25478-91 (раздел 1.7).

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
Элементы и соединения в системе выпуска отработавших газов должны находиться в исправном состоянии, т.е. выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку и подсос воздуха.
В соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, приводящих к увеличению внешнего шума выпуска или попадания отработавших газов в воздушный объем салона (кабины).

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
На автопоезде в составе тягача и двух и более прицепов (полуприцепов) с правой стороны кабины должны быть установлены дополнительные зеркала заднего вида, обеспечивающие видимость дороги в зоне колес наиболее удаленной оси прицепа (полуприцепа) при повороте автопоезда на угол 900 с наружным габаритным радиусом 12,5 м.
Требования к обязательности оснащения дополнительным зеркалом заднего вида для инструктора по вождению относится также и к учебным транспортным средствам.
Допускается применение зеркал заднего вида, обеспечивающих большие зоны обзора, чем предусмотрено в нормативно-технической документации.
Запрещается эксплуатация транспортного средства при отсутствии хотя бы одного из стекол (лобового, заднего, бокового).

7.2. Не работает звуковой сигнал.
Транспортное средство должно быть оборудовано исправным звуковым сигналом, конструкция которого определена предприятием-изготовителем.
Порядок пользования звуковым сигналом изложен в разделе 19 Правил. Запрещается применение многотональных сигналов с чередованием тонов, сигналов типа «сирена" и других сигналов, не предназначенных для использования на данном транспортном средстве.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание.
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТа 5727-88. Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
В процессе эксплуатации транспортных средств запрещается установка дополнительных предметов и нанесение покрытий, ухудшающих параметры обзорности с места водителя и светопропускания стекол, а также пассивной безопасности транспортных средств.
Общие требования к обзорности с места водителя содержатся в ГОСТ 28070-89 «Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний».
Требования к светопропусканию стекол регламентированы ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия». Применение тонированных стекол со светопропусканием ниже установленных стандартом норм запрещается. Светопропускание ветровых стекол должно быть не менее 75%, стекол передних дверей и передних боковых стекол (при их наличии) - не менее 70%, прочих - не менее 60%. Следует отметить, что зеркальные стекла делают автомобиль «непрозрачным» и могут вызвать ослепление отраженным светом участников дорожного движения и лиц, уполномоченных его регулировать, в связи с чем их применение не допускается.
В верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов для затемнения может прикрепляться полоса прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм. Для транспортных средств, имеющих более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т, предназначенных для перевозки грузов, допускается увеличение ширины пленки до размера, не превышающего минимальное расстояние между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
Специальные жалюзи и шторки должны устанавливаться в строгом соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями. В этих случаях с обеих сторон транспортного средства должны быть установлены наружные зеркала заднего вида.
Нормы пассивной безопасности, рассчитанные на снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий непосредственно в процессе ДТП, содержатся как в отечественных, так и международных стандартах. При установке дополнительных предметов и покрытий следует обеспечивать параметры пассивной безопасности транспортного средства, ориентируясь на те качества, которыми изначально обладает транспортное средство.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины [1], запоры бортов грузовой платформы [2], запоры горловин цистерн [3] и пробки топливных баков [4], механизм регулировки положения сиденья водителя [5], аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие [6], привод управления дверьми [7], спидометр [8], тахограф [9], противоугонные устройства [10], устройства обогрева и обдува стекол [11].
[1] Каждый замок должен иметь положение полного закрытия. Для навесных дверей должно быть предусмотрено положение промежуточного закрытия. Замки должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить случайное открытие дверей.
[2] Крепление запором на кузове должно быть надежным. Необходимо обеспечивать надежную фиксацию запора в закрытом положении. Не допускает отсутствие боковых или угловых запоров кузова.
[3] Горловины цистерны и элементы запорного устройства не должны иметь коррозии и следов деформации, приводящих к потере герметичности.
[4] Утечка топлива через пробку заливной горловины или через устройство выравнивания давления в баке не допускается, даже в случае, когда бак полностью опрокинут (незначительное просачивание допускается).
[5] Механизм для регулирования положения сиденья водителя — устройство, позволяющее регулировать сиденье или его части в зависимости от телосложения водителя. Каждый предусмотренный конструкцией механизм для регулирования включает в себя механизм для блокирования, который действует автоматически.
[6] Аварийными выходами в транспортных средствах являются аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
Аварийные двери должны иметь устройства для открывания их вручную изнутри и снаружи.
Аварийное окно должно либо иметь устройство быстрою удаления из проема, либо четко и быстро открываться изнутри и снаружи, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. Допускается иметь устройство для запирания аварийного окна снаружи, если обеспечивается возможность после запирания открыть окно изнутри. Если аварийное окно открывается на шарнирах, расположенных вдоль его верхней части, то предусматривается устройство, удерживающее окно в открытом положении.
Аварийные люки могут быть скользящего или отбрасываемого типа и должны открываться как изнутри, так и снаружи.
Аварийные выходы в автобусах обозначаются соответствующими надписями. Каждое предназначенное для аварийного выхода окно оборудуется системой для выставления (разбивания) стекла. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам.
[7] Привод управления дверьми должен быть в работоспособном состоянии, позволяющем дверям полностью открываться и закрываться при воздействии на них механизма привода.
[8] Предусмотренный конструкцией автотранспортного средства спидометр должен быть в работоспособном состоянии, чтобы обеспечивать водителю необходимый контроль за режимом движения.
[9] Тахографом является контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. ? 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиром и грузом автомобильным транспортом» с 1 января 1998 г. все вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 15 т, предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны оснащаться тахографами.
[10] Под противоугонным устройством подразумевается система, предназначенная для того, чтобы предотвратить несанкционированное использование транспортного средства.
Как правило, на предприятии-изготовителе автомобили оборудуют тремя стандартными видами противоугонного оборудования: замок зажигания, блокировка рулевого колеса и индивидуальный запор дверей. Все они должны быть в наличии и исправны.
[11] В соответствии с ГОСТ 25478-91 предусмотренные конструкцией автотранспортного средства устройства обогрева и обдува стекол должны быть в работоспособном состоянии. Система обдува должна обеспечивать устранение запотевания ветрового стекла.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
В целях исключения подката легковых автомобилей под грузовые транспортные средства (автомобили, прицепы и полуприцепы) при попутных столкновениях все грузовые транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 3,5 т в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001 должны быть оборудованы задними защитными устройствами, если элементы их конструкции не выполняют таких функций. Целью установки грязезащитных фартуков и брызговиков является предотвращение загрязнения ветровых стекол и обеспечение их сохранности. Если установка указанных устройств не предусмотрена конструкцией транспортного средства, это можно выполнить самостоятельно.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные
их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
Требования к тягово-сцепным устройствам и опорно-сцепным устройствам тягача и прицепного звена регламентированы следующими стандартами:
ГОСТ 2349—75 «Устройство тягово-сцепное системы «крюк-петля« автомобильных тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования»;
ГОСТ 12017-74 «Автопоезда. Шкворень сцепной полуприцепов и замковое отверстие в захватах разъемно-сцепного механизма. Основные параметры и размеры»;
ГОСТ 28247-89 «Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования»;
ГОСТ 28248—89 «Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Основные размеры».
Конструкция соединения рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа (цанговый зажим) не допускает какою-либо люфта. Люфт приводит к быстрому разрушению устройства и саморасцепке мотоцикла и прицепа. Наличие люфта проверяют покачиванием мотоцикла относительно прицепа.

7.7. Отсутствуют:
на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;
на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (не менее двух);
на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.
Приказом Минздрава России от 11 октября 1999 г. ? 366 «О введении аптечки первой помощи (автомобильной)» [Зарегистрирован Минюстом России 13.10.99 г., регистрационный ? 1934] с 1 января 2000 г. на территории Российской Федерации введена в действие аптечка первой медицинской помощи (автомобильная), состав, который был ранее утвержден приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. ? 325 [Зарегистрирован Минюстом России 7.07.97 г., регистрационный ? 1342].
Состав аптечки:
1. Обезболивающие, противовоспалительные и средства при травме (ушибы, переломы, вывихи), ранениях.
1.1. Анальгин 0.5 ? 10 — 1 уп.
1.2. Пакет-контейнер портативный гипотермический (охлаждающий) — 1 шт.
1.3. Раствор сульфацила натрия — 1 фл.
1.4. Аспирин — 1 уп.
2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран.
2.1. Жгут для остановки артериального кровотечения с регулируемой компрессией (с давлением) для само- и взаимопомощи — 1 шт.
2.2. Бинт стерильный 10x5 — 1 шт.
2.3. Бинт нестерильный 10x5 — 1 шт.
2.4. Бинт нестерильный 5x5 — 1 шт.
2.5. Атравматическая повязка МАГ с диоксидином или нитратом серебра 8x10 для перевязки грязных ран — 1 шт.
2.6. Лейкопластырь бактерицидный 2,5x7,0 или 2x5 см — 8 шт.
2.7. Салфетки стерильные для остановки капиллярного и венозного кровотечения с фурагином 6x10 см, 10x18 см — 3 шт.
2.8. Раствор йода спиртовой 5% или бриллиантовой зелени 1% — фл.
2.9. Лейкопластырь 1x500, или 2x500, или 1x250 см — 1 шт.
2.10. Бинт эластичный трубчатый медицинский нестерильный ?? 1, 3. 6 — по 1 шт.
2.11. Вата 50 г. — 1 уп.
3. Средства при болях в сердце.
3.1. Нитроглицерин табл. ? 40 или капс. ? 20 (тринитралонг — I уп).
3.2. Валидол табл. или капс. — 1 уп.
4. Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти.
4.1. Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-устройство-рот» — 1 шт.
5. Средства при обмороке (коллапсе).
5.1. Аммиака раствор (нашатырный спирт) — 1 фл.
6. Средства для дезинтоксикации при отравлениях пищей и т.д.
6.1. Энтеродез — 2 шт.
6.2. Уголь активированный в табл. 1 уп.
7. Средства при стрессовых реакциях.
7.1. Корвалол или настойка валерианы — 1 фл.
8. Ножницы.
9. Правила оказания само- и взаимопомощи.
10. Футляр.
Упомянутым приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. ? 325, утвердившим также «Правила оказания первой само- и взаимопомощи» которые должны быть в составе аптечки, установлено, что:
не допускается произвольная замена указанных в перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
не должны применяться средства с поврежденной упаковкой и истекшим сроком годности;
при использовании любого средства аптечку нужно срочно дополнить.
Знак аварийной остановки должен отвечать требованиям ГОСТ 24333—97 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников» (введен с 1 января 1999 г. взамен ГОСТ 24333—80 «Знак аварийной остановки. Общие технические условия», по основным параметрам аналогичен предыдущему стандарту).
Упомянутый ГОСТ является аутентичным текстом Правил ? 27 ЕЭК. ООН.
Огнетушители и медицинская аптечка должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности не допускается.
В автобусе и грузовом автомобиле, предназначенном для перевозки людей, один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй — в пассажирском салоне (кузове).

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
Не допускается в процессе эксплуатации при перекраске автомобилей использовать цветографические схемы, специально установленные для определенных категорий транспортных средств по ГОСТ Р 50574-93 и другим стандартам (см. комментарии к разделу 3 Правил и пункту 11 Основных положений). Не допускается также без специального разрешения устанавливать специальные световые (проблесковые маячки любого цвета) и звуковые сигналы

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
Ремни безопасности являются эффективным средством повышения пассивной безопасности водителя и пассажира транспортного средства. Поэтому эксплуатация транспортного средства с отсутствующими ремнями безопасности, установка которых предусмотрена конструкцией, является недопустимой.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
Должны быть исправны замки ремней, места крепления ремней безопасности, устройства натяжения и т.д.
Замене подлежат все ремни безопасности, которые были использованы по назначению при ДТП.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема – опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Требования к государственным регистрационным знакам регламентированы ГОСТ Р 50577—93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» (см. комментарий к пункту 2 Основных положений).
Право изготовления регистрационных знаков имеют предприятия, получившие лицензию на их производство в Главном управлении ГИБДД МВД России. При выдаче лицензии проводятся испытания лицензируемой продукции и проверяется технология изготовления знаков на соответствие требованиям ГОСТ Р 50577—93. Владелец знака в течение гарантийного срока может потребовать от изготовителя замены знака при наличии обоснованных претензий к качеству изделия

7.16. На мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
Требования к безопасному техническому состоянию мототранспортных средств содержатся в ОСТ 37.004.008—78 «Основные требования по активной и пассивной безопасности, предъявляемые к конструкции мотоциклов, мотороллеров и мопедов» и в инструкциях предприятий-изготовителей.
Установка дуг безопасности диктуется необходимостью повышения пассивной безопасности мототранспортных средств. Наличие дуг обязательно для мототранспортных средств с сухой массой (т.е. без заправки и снаряжения) 150 кг и более. Дуги безопасности могут устанавливаться и на мототранспортных средствах с меньшей массой.
Конструкция дуг безопасности в случае падения мотоцикла (согласно руководящему документу РД 37.001.187—90 «Пассивная безопасность мотоциклов. Общие технические требования и методы испытаний»), должна обеспечивать его скольжение на дугах по дороге и предохранять ноги мотоциклиста от травмирования. Дуга безопасности должна выдерживать нагрузку, в пять раз превышающую массу снаряженного мотоцикла.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
Как уже отмечалось выше, требования к безопасному техническому состоянию мототранспортных средств регламентируются ОСТ 37.004.008-78 «Основные требования по активной и пассивной безопасности, предъявляемые к конструкции мотоциклов, мотороллеров и мопедов» и инструкциями предприятий-изготовителей.
Седло пассажира должно иметь исправную поперечную и нежесткую рукоятку. На отдельных моделях мотоциклов вместо поперечной рукоятки на заднем крыле мототранспортного средства с обеих сторон сиденья мотоцикла устанавливаются П-образные ручки для фиксации пассажира.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.